От полковник Рюмин
К All
Дата 24.07.2001 23:36:42
Рубрики Прочее;

Re (2): Сравниетльное описание

> Теперь Вы мне не ответили на вопрос, а ведь я очень просил развернуть в чем Малороссия (кстати, какие территории считаем) на сто лет опередила Русское Царство времен Алексея Михайловича, в социальной и экономической областях? Жду с нетерпением статьи на эту тему.  
 
  
 
1. Более прогресивная система права. (Магдебурское право)  
 
2. Киевская духовная академия.  
 
3. Местное самоуправление.  
 
 
Именно с территориями получается забавная петрушка. Город Лемберг (так же, как и Вильно) были немецкими городами с обязательной рыночной площадью, кафедральным собором и ратушей. Немецкие переселенцы пользовались различными льготами, в том числе правом самоуправления. Впрочем, польская и русская шляхта горожан не любила, в городах жили в основном немцы и евреи, они же и учились по латыни в Краковском университете.
 
 
Немецкая культура шляхту и козацькую старшину не затронула. Они оставались невежественными и буйными средневековыми разбойниками; вспыльчивость и драчливость шляхты вошла в поговорку, нередко шляхтич возвращался с сейма без уха или без пальца. Главными качествами шляхтича считались храбрость и гостеприимство; гость, похваливший что-нибудь в доме – кубок, саблю или лошадь – немедленно получал все в подарок, и отказаться означало оскорбить хозяина и быть тут же вызванным на поединок. Угощение гостя превращалось в многодневный пир, и не выпить «за здоровье» считалось страшным оскорблением; шляхта проводила жизнь в пирах и современники называли Польшу (и Литву) страной беспробудного пьянства; в те времена полякам и литовцам (православным шляхтичам тоже) ставили в пример Московскую Русь, где простой народ жил в похвальной трезвости.
 
 
Великое Княжество Литовское и Русское оставалось на три четверти русским, это была Западная Русь, и ее язык немного отличался от языка Московской Руси; ее жители называли себя «русскими», но каждый из них в отдельности был не «русским», а «русином». Киев по-прежнему был почитаемым городом, где сохранились остатки былого величия: мраморные церкви, Лавра с мощами святых. В Западной Руси сохранялись обширные владения православных русских князей-магнатов, имевших свои шляхтецкие дружины и бояр. Правда, звание боярина означало всего лишь «младший дружинник». Старинные вечевые города пользовались самоуправлением наподобие того, которое имели немецкие коммуны, а образ жизни русской шляхты ничем не отличался от образа жизни шляхты польской, и та, и другая отличались своевольством и не желала кому-либо подчиняться.
 
 
Короли пытались поддерживать дисциплину, обязывали шляхтичей являться на военные смотры – однако порядок не могли установить. «Польша сильна беспорядком», — говорили тогда. Русская шляхта и старшина реестровых козаков – незаконные, но родные дети этого «беспорядка», сгубившего великую державу.
 
 
Барон Герберштейн писал: «Если им грозит откуда-нибудь война, они являются на призыв с великой пышностью, готовые более к хвастовству, чем к войне, а по окончании набора быстро рассеиваются. Те же, которые останутся, отсылают домой лучших лошадей и платье, с чем они записывались, и следуют за вождем с немногими, как бы по принуждению… Между ними наблюдается такое своеволие во всех поступках, что, по-видимому, они не только пользуются неумеренной свободой, но и злоупотребляют ею…»
 
 
Шляхта гордилась своей свободой, «золотой вольностью», — однако для простого народа свобода шляхты была несчастьем. Шляхта присвоила себе право суда над крестьянами, прикрепила их к земле и произвольно увеличивала повинности. «Народ жалок и угнетен тяжелым рабством, — свидетельствует Герберштейн. – Ибо, если к то в сопровождении толпы слуг входит в жилище поселянина, то ему можно безнаказанно творить все, что угодно, грабить, избивать, убивать, насиловать…» Впрочем, до конца XVI века крестьяне еще как-то могли влачить свое существование. А вот в XVII столетии стал складываться Мировой Рынок, и у польского побережья появились голландские корабли; голландцы предлагали за хлеб всю роскошь Запада и Востока – и паны не устояли перед искушением, они стали создавать хлебные плантации с жидами-управляющими, фольварки, куда плетью загоняли своих крестьян работать на барщине – сначала два дня в неделю, потом три, четыре, пять; потом у многих из них отобрали наделы и стали выдавать пайки, «месячину»; они работали на пана всю неделю, за невыход на работу их карали смертью.
 
 
Пока у крестьян оставалось свое хозяйство и какие-то деньги, паны заставляли их покупать водку у панского  корчмаря-еврея – это было средство отнять то, что оставалось; если холоп мало пил, его били плетьми, а когда он спивался, то становился безропотным существом и покорно переносил свои страдания.
 
 
Вот описание жизни «украинских» крестьян XVII века: «Миллионы существ, из которых одни ходят полунагими, другие покрыты шкурой или сермягой; все они высохшие, одичавшие, поросшие волосами, закоптевшие… Наружность их с  первого взгляда кажется более сходной со зверем, чем с человеком. Они носят позорное имя холопа. Пища их – хлеб из непросеянной муки, их напиток – вода и жгущая внутренности водка, их жилищами служат ямы или немного возвышающиеся над землей шалаши. Солнце не имеет туда доступа, они наполнены только смрадом… В этой смрадной и дымной темнице хозяин, утомленный дневной работой, отдыхает на земляном полу, на гнилой подстилке. Рядом с ним спят нагишом голодные дети, тут же стоит корова с теленком и лежит свинья с поросятами…» Панские гайдуки с плетьми в руках наблюдают за работой крестьян, расправа в случае «лени» или непокорности была немедленной. «Разгневанный помещик не только разграбит все, что есть у бедняка, но и убьет его – когда захочет и как захочет». Когда пан убивал холопа, он говорил, что убил собаку; по приказу пана у крестьянина могли отрезать уши и нос, выжечь на лбу знак виселицы, а в случае тяжкой провинности вспороть живот и намотать кишки на дерево.
 
 
Ржечь Посполитая была ЕДИНСТВЕННОЙ страной, где господин обладал над рабом правом жизни и смерти (jus vitae ac necis) – нигде, ни в Древнем Риме, ни в американских южных штатах это право не было утвержденным законом.
 
 
О религиозном угнетении можно говорить часами. «Культура», «университеты» (где, кстати, университеты были на «Украине»?), дворцы с фонтанами и проч. держались на самом страшном рабстве, которое когда-либо было в истории.
 
 
Да уж, Западная Русь «принадлежала Европе», Западу. А дальше к Востоку начинался другой мир, на Руси были могущественный царь, уничтоживший «свободу» своих бояр, несовместимую со справедливостью. «Свободу», которая обернулась в Западной Руси обернулась порабощением народа.