От Ингвар
К полковник Рюмин  
Дата 25.07.2001 11:08:11
Рубрики Прочее;

Re (3): Сравнительное? описание

Что же, описание в принципе верное, но (!)
 
 
Во-первых, за исключением государственного устройства (шляхетская республика), прав и нравов шляхты, это описание любой европейской страны 16 века.
 
 
Во-вторых, оно не сравнительное, о России — Московии упоминается только вскользь.
 
 
Посмотрим, что там происходило в то же время. И попробуем сравнить.
 
 
В Московском Государстве сложилась весьма специфическая даже для того времени общественно-политическая система, которая затронула все сферы жизни всего общества в целом и каждого жителя Московии:
 
 
Если в Жечи Посполитой практически абсолютно бесправным был простой народ — «посполитые», а шляхта и аристократия обладали исключительной свободой (что действительно послужило причиной развала государства), то в Московии бесправны были абсолютно все, кроме Государя.
 
 
Государь был «волен во холопах», а «холопами» были все, включая бояр и даже князей — Рюриковичей, о дворянах и говорить не приходится. (Для сравнения вспомните РП, или Францию — «король-первый из дворян». Кстати, и «дворян» — т.е. дворни, как таковой в Европе не было — были нобли — знатные, жантильомы, джентлмены (от латинского GEN — род), шляхта (от старонемецкого schlaht- род)- родовитые. То есть везде — знатные и родовитые, на Москве — дворня).
 
 
В свою очередь простой народ был холопами тех самых бояр и дворян, и относились они к нему так же как и шляхта в Жечи Посполитой.
 
 
Полное бесправие и аристократии и народа перед лицом государства сочеталось с тем, что московские государи обявили, что их власть от Бога, откуда следовало, что никакой власти больше быть не может, а любая оппозиция объявлялась не только государственным преступлением, но и преступной ересью и грехом. Да что там, дошли до того, что священники целовали руку царю, а не наоборот (аж до 19 века!).
 
 
Что, позвольте спросить, это имеет общего с христианством? Больше напоминает Рим времен Каллигулы.
 
 
Все городское самоуправление (существовавшее во всех русских городах) с приходом власти Москвы упразднялось, города переставали быть центрами развития торговли и ремесел-промышленности, сввободных людей не стало «как класса» — раскулачили. Даже мостовые, которые тоже были везде кроме Москвы, строить перестали.
 
 
По свидетельствам иностранцев, посещавших Московию (они были довольно объективны, не стоит им приписывать ненависть ко всем русским, это еще одна московская традиция), хамство, невежество и раболепие московитов перед вышестоящими достигали крайних пределов.
 
 
Пьянство было (не такое конечно как у шляхты), но торговля вином (водкой) была в руках государства, которое на спаивании собственного народа богатело. Единственная (но самая важная) особенность пьянства на Москве, то, что пьянствовал простой народ, при чем в гигантских масштабах. Нигде более народ — крестьяне, ремесленники не пьянствовали — некогда, работать надо. А за курение табака на Москве и казнить могли.
 
 
Нравы: «Домострой» читали? О детях — «Умножай раны его», о женщинах и говорить нечего.
 
 
Даже и православие на Москве было каким-то странным (о правилах помню и церковь и религию не ругаю): помесь странных суеверий, которые имели отдаленную связь с христианством, православие развивалось в монастырях, а народ превратил библейского пророка Илию в что-то вроде языческого бога-громовика, наподобие Тора или Перуна. Почитали Владимира, который прославился убийством братьев и наличием 900 жен и наложниц (именно о нем пишет летописец, что пришел Владимир в Киев «и погоре[ли] церкви»). Но самым опасным грехом считалось, без сомнения, бритье бороды.
 
 
Какое отношение к православию имеет государство, объявившее себя «святым» ("Святая Русь" — именно Московия), а царя — наместником бога (все другие страны соответственно не святые «нечистые»)?
 
 
Не зря русская аристократия очень долго бежала в Литву. Например князь Глинский (литовский магнат русского происхождения) устроил неудачный «рокош» и сбежал на Москву, и очень быстро понял что к чему, и был пойман при попытке бегства обратно, за что его чуть не казнили.
 
 
В общем сказать можно еще очень и лчень много.
 
Я не пытаюсь сказать, что Литва была идеальна, а Москва хуже некуда. Просто говоря о недостатках ВКЛ, надо помнить и недостатки Московии, что лучше, что хуже это самостоятельный выбор каждого человека.