|
От
|
Иван Аркадьевич
|
|
К
|
Николай
|
|
Дата
|
12.10.2001 11:40:19
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re (2): Критика диалектического материализма
>> В свете надвигающегося экзамена по философии мне хотелось бы определить свое отношение к диамату, в частности к его 3-м законам: >> закон единства и борьбы противоположностей; >> взаимосвязь количественных и качетвенных изменений; >> закон отрицания-отрицания; >> Может быть в себе эти законы и имеют какую-то ценность для мышления, но при их объяснении делается упор на то, что это всеобщие законы... > в отличие от двух первых закон отрицания отрицания не является всеобщим, Энгельс назвал его предельно общим и перечислил только пять областей его действия. Например, не действует сей закон в физической культуре и спорте. А можно по подробнее, об этом в учебниках по философии не пишут, а копатся в Энгельсе мне удовольствия не составляет. А разве отлет не отрицает хилого человека в детстве? Отрицание приводят к 3-м видам: - деструкция разрушение, распад, гибель, деструкция. Возникает очень большая осациация с постмодернизмом, например Малевичем, которые превозносят деструкцию. - снятие отмирание старого и возникновение нового на основе старого. - трансформация эволюция какой либо системы с сохранением ее основы. Интересно, а ядерная война что отрицает, что может отрицать это отрицание, если никого уже не будет? Не в ступает ли здесь противоречие постядерного мира как стимул для развития (например договор по ПРО 1972 года) и не переходит ли наращивание количества ядерного оружия в новое качество политической системы. Вот еще одна цитата из учебника: Главная идея в отрицании отрицания состоит не в фиксировании актов разрозненных отрицаний, а выявления их единства как необходимых моментов «жизни целого». В учебнике приводится триада Гегеля как «положение-отрицание-отрицание отрицания» А вот у поппера в статье «что такое диалектика» эта тиада звучит как «Тезис-антитезис-синтез»: Диалектика (в современном , то есть главным образом гегелевском, смысле термина) — это теория, согласно которой нечто — в частности, человеческое мышление,— в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез. Сначала — некая идея, теория или движение,— «тезис». Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест. Противоположная ему идея (или движение) называется «антитезисом», так как она направлена против первого — тезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом. Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез. Что то бросается в глаза схематизм и незаконценность рассуждений, бесконечное приближение к истины путем бессконечного спора > Есть пять путей познания истины > софистический 50, И в чем же его позноваемость, в искожении законов логики, подтасовки? Я не терял рога значит у меня есть рога. > поэтический 20, > озарение 100 %. Вот в качестве альтернативы логики приведены софистика, эклектика и догматика, а не приведены созерцание и озарение. Вот и мне бросается в глаза не всесторонний обзор альтернатив, а просто эклектизм псевдоальтернатив, т.е. альтернатив, которые по сути альтернативами не являются, а всего лишь откланение и заблуждение. вот и возникает образ диалектики как истинны в последней инстанции. а всех остальных обвиняют в метафизичности. Интересно, откуда они взяли, что материя порождает жизнь, если для этого должны быть соблюдены многие условия, даже до образования сложных органический соединений. а тем более и разумного человека. И вообще какой смысл был для природы в обезьяне, а в дообезьяне? и какое здесь явление играет синергетика? Какова организация первой бактерии, была ли у них ДНК? Если небыло как тогда работала диалектика без нее? А если и была, то как может в простом появится такая сложная структура? работает ли синергетика в самоорганизации органических веществ (например белков)? Может ли стадное сознание превратится с социальное, а в конретном инивидууме к самосознанию? > Энгельс и Маркс формулировали законы развития, но нечетко сформулировали законы связи. Красноярский философ В.Н.Самченко, например, выделяет четыре типа целостности, они же – уровни организации. Это > 1) синкретическое целое, в котором части слабо обособлены (напр., каша с маслом); > 2) доорганическое целое, в котором отсутствуют внутренне обусловленные связи между частями (напр., куча песка); > 3) органическое целое, где части связаны существенно, но утрачивают способность самостоятельного бытия (живые организмы, технические системы, рыночное хозяйство, и т. п.); > 4) надорганическое целое, признаком которого является существенная внутренняя связь бытийно самостоятельных частей. > Интересно какие связи играют в явлении самоорганизации систем. Я вообще с этой областью не знаком, но в учебнике по философии есть несколько тезисов на эту тему: Первичные по происхождению свляются физические структуры и мормы движения: вакуум, элементарыне частицы, молекулы, межзвездный газ, звездные образования. Их эволюция приводит к появлению химический, а затем и планетарных структур. Здесь в дальнейшем возникнуть и развиватся раззнообразные формы жизни, а со временем и социальные структуры. > Хорошей оценки на экзамене! Спасибо.