От Николай
К Иван Аркадьевич  
Дата 11.10.2001 23:23:41
Рубрики Прочее;

Re: Критика диалектического...

> В свете надвигающегося экзамена по философии мне хотелось бы определить свое отношение к диамату, в частности к его 3-м законам:
 
> — закон единства и борьбы противоположностей;
 
> — взаимосвязь количественных и качетвенных изменений;
 
> — закон отрицания-отрицания;
 
> Может быть в себе эти законы и имеют какую-то ценность для мышления, но при их объяснении делается упор на то, что это всеобщие законы...
 
в отличие от двух первых — закон отрицания отрицания не является всеобщим, Энгельс назвал его предельно общим и перечислил только пять областей его действия. Например, не действует сей закон в физической культуре и спорте.
 
 
> в качестве альтернатив диалектики приводятся
 
> — софистика -...
 
> — эклектика — ...
 
> — догматизм ...
 
> У меня возник вопрос, так ли объективны объективные законы диалектики, есть ли у нее реальные альтернативы?
 
 
Есть пять путей познания истины —
 
аподейктический путь — 100 % постижение истины
 
диалектический — 80 %,
 
софистический — 50,
 
поэтический — 20,
 
озарение — 100 %.
 
 
 
Энгельс и Маркс формулировали законы развития, но нечетко сформулировали законы связи. Красноярский философ В.Н.Самченко, например, выделяет четыре типа целостности, они же – уровни организации. Это
 
1) синкретическое целое, в котором части слабо обособлены (напр., каша с маслом);
 
2) доорганическое целое, в котором отсутствуют внутренне обусловленные связи между частями (напр., куча песка);
 
3) органическое целое, где части связаны существенно, но утрачивают способность самостоятельного бытия (живые организмы, технические системы, рыночное хозяйство, и т. п.);
 
4) надорганическое целое, признаком которого является существенная внутренняя связь бытийно самостоятельных частей.
 
 
Хорошей оценки на экзамене!