От д.Андрей Кураев
К All  
Дата 07.11.2001 08:21:43
Рубрики Прочее;

Кто клевещет?

Вышел 17-й номер альманаха «Православие или смерть». Он назван «Антология предательства. Еще раз про ИНН». Его авторы в число еретиков зачисляют уже и о.Иоанна (Крестьянкина). Мол, в его послании «высказаны две ереси: очевидная ересь «сознательности» спасения, и в менее явном виде, но не менее опасная ересь «штатной Церки»» (с.75).
 
Немало резких обвинений высказано и в мой адрес. Поскольку «бесословие» иннэнистов я разбирал в книге «Сегодня ли дают печать антихриста?”, к содержательному разбору их конструкций сейчас возвращаться я не буду.
 
Я лишь вновь поставлю вопрос: совесть-то у иннэнистов есть, или она уже совсем сожжена в полемических битвах?
 
«Кураев обвинил альманах «Православие или смерть» в призывах к расколу в Цекрви. Это является злонамеренной клеветой, по существу – доносом. Кураев приписывает издателям альманаха «Православие или смерть» следующие слова: «Высшее Священноначалие Русской Православной Церкви утратило дар различения духов, погрязло в лицемерии, выпустило заявление, в котором нет однозначного осуждения принятия налоговых номеров», сопровождая их своим комментарием-доносом – «это, конечно, уже не просто предчувствие раскола, это уже настоящая агитация за раскол» (Выступление Андрея Кураева по «Радио Радонеж» 28-01.01). Вне зависимости от наших взглядов и оценок, мы утверждаем, что ни в одном из 18 изданных нами альманахов не содержится вышеприведенных слов (да и ничего похожего), в чем может убедиться любой желающий. Надеемся, что Кураев прочтет настоящие строки и принесет свои извинения, как того требует и христианская и журналистская этика. В противном случае при молчании г-на Кураева мы будем иметь все основания считать его уличенным и нераскаявшимся клеветником и неудачным доносчиком» (с. 61).
 
Что ж, давно известно: если некоторые люди гордятся чистотой своей совести, то у них к тому есть лишь одна веская причина: у них слишком короткая память.
 
15-й номер этого альманаха с романтически запугивающим названием «Православие или смерть!» писал буквально следующее: «приходится с горечью констатировать, что высшая часть священноначалия Русской Православной Церкви, далеко отошедшая от святоотеческих норм христианской жизни, погрязшая в лицемерии и угодничестве перед власть имущими, не может найти духовные силы противостать их антихристианским инициативам. В своем постановлении от 7 марта 2000 г. патриарх и Синод ограничились маловразумительным» (Вступительное слово // Православие или смерть! Публицистический альманах. Вып. 15. Предпоследний выбор. М., 2000, с. 4).
 
Что – тут и в самом деле нет «ничего похожего» на тот текст, что я по памяти цитировал в радиовыступлении?
 
Ну, хорошо, забыли издатели альманаха, что они писали в позапрошлом номере. Забыли они, как слугами антихриста и своими врагами объявили всех, несогласных с ними по вопросу об ИНН (««Клирики, принявшие подобие печати, после такого шага переходят в противоположный лагерь и волей-неволей начинают служить тому, чье предначертание распространяют» — Там же, с.1)…
 
Но разве и новейший, 17-й их выпуск не полон теми же суждениями о Священноначалии Церкви? Не то же ли обвинение в утрате дара различения духов бросает в лицо епископату профессиональный опричник Н. Козлов — «Прельщенные духом антихриста епископы, не замечающие или не желающие замечать в принятии налоговых номеров, содержащих число зверя, никакого укора…»?
 
По мнению «опричника», христианин, принявший номер делается «недостойным к молитвенному общению и общению таинств Церкви». Тут же он цитирует слова апостола «Кое же согласие Христови с велиаром или кая часть верных с неверным. Изыдите от среды их и отлучитеся». И комментирует: «поистине страшные слова апостола об исхождении и отлучении верных от среды идолослужителей в епитрахилях и рясах, благословляющих народ Божий на отречение от христианского имени, приложимы к настоящему положению Церкви Божией, доколе пастыри ее и начальники, облеченные высшей духовной властью, не наложат прещения на отступников» (Николай Козлов. Имя Христово // Православие или смерть! Вып. 17. Антология предательства. Еще раз про ИНН.  М., 2001, с. 29).
 
Действительно слова апостола страшны. Прилагать их к современной церковной жизни означает прямо призывать к разделению. То есть – к расколу. И призыв этот помещен в том же номере альманаха, в котором его издатели уверяют, что они ну ни к какой раскольнической агитации не причастны…
 
Так что, господа анонимные издатели – сами-то каяться будете? Хотя бы в грехе самооправдания?
 
В заключение три поправки в связи с пристальным интересом этих господ к моей биографии.
 
Первое – “штатным атеистом” я никогда не был и, дабы им не стать, отказался от предложения остаться по окончании МГУ в нем для преподавания марксистской философии.
 
Второе – в Румынии я был рукоположен по благословению Святейшего Патриарха Пимена и по соответствующему обращению из Московской Патриархии. Так что если вы не считаете меня диаконом, то считайте лишенным сана и Патриарха Пимена и всех сослуживших с ним клириков (при составлении списка отлученных вами от Церкви не забудьте посмотреть видеозапись Литургии в день празднования 1000-летия Крещения Руси, которую Патриарх Пимен служил вместе с “новостильными” Патриархами).
 
Третье. Вы сказали, что будете “рады узнать, в скольких богослужениях А. Кураев участвовал в  качестве диакона, например, за последний год”. Эту радость я легко могу вам доставить. Подсчет тут несложен: по субботам я участвую в служении всенощного бдения, а каждое воскресенье участвую в служении Литургии в храме св. Иоанна Предтечи что на Пресне. После чего уезжаю из Москвы на лекции в какую-либо из епархий. Если самолет (поезд, машина…) уходит достаточно поздно – то служу позднюю Литургию. Если же вылет ранний – то прихожу  к ранней. Если же расписание таково, что лететь надо в субботу, то служу в воскресенье в том городе, в котором оказываюсь (последний раз такое было 27-28 октября – в кафедральном соборе Екатеринбурга перед принесенной туда из Костромы Феодоровской иконой Божией Матери).
 
Пропускаю службу я лишь в том случае, если в местности, где  я нахожусь, нет православного храма или священника (например, 2 недели без Богослужения мне пришлось прожить в августе в Китае) или если я нахожусь в гостях на приходе у Русской Зарубежной Церкви, по правилам которой (пока) клирики Патриархии вообще не допускаются к литургическому сослужению (так было в июле в Германии, где на ряде Богослужений я мог свой глас возвышать лишь по окончании Богослужения — но уже не в качестве диакона, а просто собеседника или лектора; однако на патриархийных приходах в Мюнхене, Штуттгарте, Бишофсхайме мне удалось послужить).
 
Упрек в “окамененном нечувствии” на свой счет готов принять. Но в ответ издателей альманаха прошу подумать – а не подвержены ли они противиположной страсти – неумеренной экзальтации своих чувств? Тем более – чувств преимущественно испуганно-пугающих и осуждающих всех, кто хоть в малости с ними инакочувствен?