От Всеволод
К Александр Килим  
Дата 05.12.2001 14:25:58
Рубрики Прочее;

Re: О русскости

Здравствуйте, уважаемая публика Беседы.
 
 
Я тут у Вас недавно...
 
Вот хотелось бы и мне, грешному, поделиться своими мыслями о понятиях «русский», «православный» и проч.
 
Всем известна советсякая историко-этнографическая теория о «колыбели трех братских народов». Я сам профессиональный историк-международник и, думается, имею право выразить мнение о том, что эта теория хоть и не полноценна, однако более-менее близка, по всей вероятности, к истине. Скорее же всего, восточно-славянские племена были Волей Божией объединены в одно более-менее централизованное государство (руками варягов) в X-XI вв. Если бы Богу угодно было иное, то из этих племен очень просто могли бы получиться совсем разные нации, вроде немцев или испанцев... Однако совпадение государственного объединения с принятием христианства — вот, что сыграло основную роль. Прожив даже сто лет в объединенной христианской Руси, особенно же находясь в этот период на колоссальном подъеме религиозного чувства (принятие истинной веры!), племена эти уже осознали свою некую единость, принадлежность к некоей общности. «Мы в Киеве — славяне, христиане православные, и в Новгороде такие же...» — так могли говорить тогда. Потому как тогда религия была более четким определителем общности, чем «национальность», каковой тогда еще и не было в современном понимании. Вот именно эту общность и следует, видимо, называть русским народом, русской державой. Однако с этнической же точки зрения несомненно, что племена, объединенные вокруг Киева были весьма далеки от племен, объединенных вокруг Новгорода (расстояния-то какие! — как от Парижа до Мадрида), и говорили на несколько ином языке. Безусловно, последующее дробление Руси на отдельные княжества, расхождение исторических путей, сложные взаимоотношения — все это привело к тому, что исторически и религиозно единая «русская земля» этнически раскололась на три разных народа. Естественно, что именно Киев, бывший основным центром Руси, и населявшый смежные княжества народ унаследовал имя «русского». Не удивляйтесь, уважаемые читатели, — ведь до Петра 1 слово «Украина» было едва ли кому известно, также как и «Россия». Во всех европейских источниках, относящихся к XVII веку «русскими» величаются современные украинцы, а современные «русские» — не иначе как «московиты». Небезызвестно, что Петру 1 приходилось рассылать по Европе специальные посольства для разъяснения правителям, что отныне «русским» называется Московское государство. Естественно, что тогдашним «украинцам» (которых все звали «русскими») пришлось для подчеркивания своей национальной индивидуальности «менять имя». А самым подходящим и была «Украина», ибо так с XI в. назывались приграничные земли на юге Руси. Ирония судьбы — сегодня историческое право называться «русским» по национальности принадлежит, в принципе, украинцам. А современные «русские» должны бы называться «московитами». Как это не смешно (а может кому и обидно), но это было бы восстановлением исторической правды.
 
Сегодня, учитывая все сложности и историческую запутанность, а также дабы не вызывать бесполезных и на мой взгляд опаснейших и вредных столкновений между украинцами и русскими по этим, в сущности, маловажным вопросам, я бы предложил следующее понимание взаимосвязи понятий. Когда мы говорим «русский», мы подразумеваем именно то, древнее и великое единство наше в православной вере, единство, которое ставит нас выше этнических и национальных групп. При этом же, однако, мы не перестаем этнически быть украинцами (каковым, кстати, и я, грешный, являюсь), белорусами или... вот только, наверное, не «русскими» (чтобы не путать с той главной общностью), а все-таки «россиянами». Это все, конечно, не выходит за рамки теоретических размышлений и не приобретет практической реализации. Однако хотя бы в теории этот вопрос можно развязать. И по моему скромному мнению вышеприведенная развязка устроила бы всех и никого не обидела бы.
 
 
Всеволод.