От Балашов
К All  
Дата 20.01.2002 09:30:41
Рубрики Прочее;

Можно ли считать крещеного еврея неевреем?

Вот отрывок из книги П.Ланина «Александр Мень и дело Бейлиса»:
 
 
«Покойный о.Александр Мень — Православный священник еврейского происхождения — до сего дня – предмет споров в кругах московской интеллигенции. В то время, когда нам известны образованные Русские люди, обязанные о.Александру своим обращением к религии, в церковных сферах его считают распространителем ереси и своего рода троянским конем, внесшим смуту в и без того сложную и мучительную духовную жизнь возрождающейся России. Хотя еще в древнем Риме считали, что о покойниках положено говорить »либо хорошее, либо ничего" ("de mortius аut bene аut nihil"), однако в наше неустроенное время и мертвые иной раз способны смущать покой живых, а потому заслуживают посмертного критического упоминания.
 
Нам не пристало судить о религиозных взглядах о.Александра, по этому вопросу уже высказывались Православные богословы, однако, несомненный интерес представляет и сегодня интервью о.Александра, данное им 20 лет назад Шойхету, сотруднику тогдашнего еврейского самиздатского журнала «Евреи и христианство». Это интервью было перепечатано в парижском «Вестнике Русского Христианского Движения» (№ 117) в 1976 году. С главной частью этого интервью, насколько нам известно, еще никто не находил нужным вступать в дискуссию, что и побуждает нас вырвать этот небольшой эпизод «доперестроечной» Русской духовной жизни из незаслуженного забвения. Эта часть касалась вопроса, обсуждать в России который долгое время было небезопасно; этот же вопрос по сей день, несмотря на пресловутую «свободу слова», находится под фактическим запретом во всем западном мире; в России о нем также мало говорят и еще меньше пишут, главным образом, по незнакомству с темой, столь долго и упорно замалчивающейся.
 
Шойхет задал о.Александру вопрос:
 
- Как Вы относитесь к культам Русских Православных Святых Гавриила и Евстратия, якобы «умученных от жидов»? Не является ли это одним из препятствий для пребывания евреев-христиан в лоне Русской Православной Церкви?
 
о.Александр Мень:
 
- Ни одно официальное постановление Православной Церкви не поддержало ритуальных наветов на еврейство. На процессе Бейлиса выдающиеся Православные богословы (такие, как гебраист профессор Троицкий) решительно опровергли эти измышления. Я надеюсь, что эти Святые будут деканонизированы.  Процессы деканонизации известны Русскому Православию.
 
Шойхет и о.Александр, как мы видим, едины во мнении, что Православная Церковь причисляла к лику Святых, не особенно разбираясь, кого и за что она причисляет. Святые, умученные от жидов — это младенец Гавриил, замученный в 1690 году в деревне Зверка Гродненской губернии, и инок Киево-Печерского монастыря Евстратий, распятый в Херсонесе Таврическом в 1097 году."
 
 
Получается, крещеный еврей всегда остается евреем. Это-то меня и волнует: евреев сейчас развелось слишком много и среди патриотической интеллигенции, и даже среди батюшек. В Российской Империи евреям был запрещено петь на клире до 7 колена.
 
Сейчас мы часто считаем, что православный, крещеный человек, независимо, какой он национальности, является русским по духу. Непонятно, откуда у еврея может взяться хоть частица русского духа? Лично из моего опыта, после Святого Крещения евреи приобретают некоторые положительные качества, но и все свои еврейские черты сохраняют полностью. Они, как мне кажется, подсознательно чувствуют, что их всё равно не считают своими, и это рождает у них дополнительную злобу против русских.
 
Хотелось бы узнать мнение участников «Русской беседы» по этой проблеме.