От Архимандрит Савватий
К Трудник  
Дата 07.05.2002 19:01:09
Рубрики Прочее;

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

> Я не разделяю полностью эмоциональное сообщение автора письма но то что случилось...у меня нет слов...
 
> Придя с пасхальной ночной службы я тоже досмотрел по телевизору окончание литургии..то что я увидел , можно назвать одним словом...НЕДОУМЕНИЕ или шок..
 
>
 
> КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ?” —  ПАСХА В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
 
> Письмо участника интернет-форума диакона Андрея Кураева
 
>
 
> Христос Воскресе!
 
>
 
> Вот только у меня, да и, наверное, у многих, кто был на Пасхальной службе в эту ночь в Храме Христа Спасителя, печальная Пасха получилась. С самого начала мне не хотелось идти туда. Я прихожанин Сретенского монастыря и собирался Пасху встретить у себя. Исповедовался, получил благословение на Причастие, прочитал правило, в общем, к 20.00 был готов уже идти, но позвонил приятель и сказал, что достал пригласительные на Патриаршее Богослужение.
 
>
 
> Честное слово, как мне не хотелось. Я попытался позвонить своему духовнику за вразумлением, но было занято. И решать надо было сразу, я очень любил Патриарха, для меня всегда было большой радостью видеть его, тем более присутствовать на службе, и это перевесило, и приятель сказал, что хотел сделать мне подарок. В общем, я пошел.
 
>
 
> Странная это была служба, не было ни одного архиерея, кроме Архиепископа
 
> Истринского. Была отгорожена ВИП-зона, в которой тусовались: Жириновский, Кобзон... я телевизор не смотрю и поэтому сегодняшнее политбюро в лицо не знаю, но по холености можно было догадаться, что это не «простые смертные». Все это, конечно, слегка напрягало, ну да ладно, пусть люди хоть раз в жизни в Храме побывают, может, когда и у них шевельнется что-нибудь в душе. Праздник это не могло испортить, Патриарх служил, была Пасха и нас ждала Чаша, утоляющая все печали.
 
>
 
> Но Чаши «простые смертные» в этот вечер не получили. Патриарх вышел, причастил политбюро и понес Чашу обратно в Алтарь. Причастия ждал не я один. Справа и слева толпились православные, настолько шокированные происходящим, что никто не знал, что делать. Пытались продолжать петь стихиры пасхальные, но быстро затихли. Я попытался покричать, привлечь внимание. На мои крики отреагировала охрана. Меня вызвали из толпы и вежливо попросили успокоится. Сообщили, что сейчас все закончиться и всех остальных причастят. Специально для нас вынесут Чашу. Сейчас-то я понимаю, что это абсурд, но тогда шок был настолько велик, что я поверил бы любой галиматье.
 
>
 
> После конца службы мы долго не расходились. Никто не мог ничего понять. Постепенно стало понятно, что сообщение о том, что Чашу вынесут потом, было тактической уловкой охраны, чтобы спустить пар.
 
>
 
> Если честно, я не могу отойти до сих пор. Оно, конечно, по грехам нашим, но все равно в голове не умещается. Не было технических причин, делающих невозможным Причастие в тот день. Нас просто НЕ ЗАХОТЕЛИ причастить.
 
>
 
> Я не знаю, как теперь на каждой службе молиться за нашего Патриарха, просить Господа первым помянуть его. Я не хочу учиться двуличничать. Православные, подскажите, как жить дальше со всем этим? Понятно, что это вразумление от Господа. Но вразумление к чему? Что сгнило наше архиерейтво? И уповать теперь только на Господа? Господи, спаси меня, яко оскуде преподобный? Но ведь надо ходить в Храм, там Господь со Своими спасительными Таинствами. И в истинности Православной Церкви я не усомнюсь никогда. Что же делать? Закрыть глаза и опять пытаться вырабатывать смирение? Надо ли такое смирение?
 
>
 
>
 
> Но вот как жить дальше?
 
>
 
> Прошу неправославных не беспокоиться на эту тему, это наше внутреннее дело.
 
 
Я в начале прочитал этот постинг, и, не разобравшись, хотел строго так ответить на него. Но теперь, прочтя все отклики, понял, что все уже сказано и без меня участниками форума. Спаси Вас Господи, братия и сестры во Христе, за вашу любовь ко Святейшему Патриарху. Он и в самом деле заслуживает уважения и любви как никто другой.
 
   И действительно, в большинстве храмов не принято причащать в День святой Пасхи. Не канонически, нет конечно. Связано это, прежде всего с практической стороной. Понять можно; позади бденные ночи, и священнослужители и народ физически утомлены. (не духовно утомлены, но физически). Марина совершенно права: позади шесть недель Великого Поста и Страстная седмица, и, конечно, в том числе, Великий Четверток, за это время было немало возможностей у православного причаститься поисповедовавшись.