От А. Е. Сергеев
К А. Е. Сергеев  
Дата 28.07.2002 03:43:00
Рубрики Прочее;

Точка опоры

 
 
 
В свое время в пору широкого обсуждения нововведений свящ. Георгия Кочеткова неискушенному зрителю казалось очень странным некоторые обстоятельства, сопровождавшие эти споры. Со стороны было решительно непонятно, с какой целью г-н, считающий православную Церковь «ветхозаветной реальностью», а основанный им кру
 
жок также истово считающий уже реальностью «третьего завета» — «завета Святого Духа» — зачем этот господин с таким остервенением борется за место приходского священника в этой обрыдлой ветхозаветной конторе. Также было непонятно, почему уважаемые и почтенные руководители всевозможных иностранных конфессий, заступающиеся за о. Георгия и заявляющие, что он — лучший и духоноснейший священник русской Церкви, не предложат этому замечательному кадру, так ими ценимому, достойного места в предалах своих юрисдикций.  Зачем они-то добиваются, чтобы такой человек остался простым приходским священником в русской Церкви, вместо того, чтобы, воспользовавшись его трудностями, заполучить это сокровище себе или помочь ему материально и морально основать какую-нибудь собственную юрисдикцию под их покровительством?
 
 
Ответ был очень простой: "дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Очевидно, что эта самая точка опоры для великого переворота должна находиться не вне мира, а внутри него. И пока о. Георгий Кочетков находится в юрисдикции Московской Патриархии, пока он не осужден за совершенно конкретные и многочисленные ереси и кощунства, эти самые ереси и кощунства, высказанные им публично, волей-неволей становятся как бы публичной позицией самой Патриархии. К ужасу и унынию православных и великой радости заступников и покровителей Кочеткова.
 
 
Сознание верных чад и служителей русской Церкви, которые слышат и видят все эти кощунства и знают, что предстоятели Церкви прекрасно знакомы с ними (кощунствами) и решительно никак даже не пытаются даже укоротить распоясавшегося Кочеткова, а не то, что извергнуть — сознание это начинает само себя убеждать и насильно приучать к мысли, что, видимо, это оно само (сознание) несовершенное, непонятливое и отсталое, а с учением Церкви на самом деле не знакомо. Не могут же все мудрые первосвятители и ученые профессора ошибаться! Смиренному человеку поверить в такое невозможно.
 
 
Как говорит Господь, лучше потерять весь мир, но приобрести душу. И вот выворачиваются души, ценностью превосходящие весь мир. В общем-то, переворачивается и мир, потому что удачно найдена точка опоры.
 
 
...
 
 
И вот теперь в кои-то веки нашлась точка опоры для тех, кому небезразлична судьба собственной души, Церкви и Отечества в наступающие темные времена. Очень важно, что о. Авель выступает именно как священнослужитель Русской Православной Церкви, а не как частное лицо. Очень важно, что на его книге есть благословения правящих ныне Преосвященных архиереев. Не знаю, как сам он относится к своей миссии (говорят — как к исповедничеству). Так в том и суть мученичества и исповедничества (свидетельства по-гречески), чтобы быть услышанным и увиденным многими — теми, для кого твой пример станет той самой точкой опоры, которая позволит перевернуть погибшую уже или от уныния и отчаяния, или от причастия духа мира сего душу.
 
 
В наше время, отличающееся исключительной концентрацией лжи, особенно сложно вынести о чем-то трезвое и точное суждение. Для этого как раз нужен пример, можно сказать, исповедничества.
 
 
Пример отца Авеля — не те слова и положения, которые он высказывает (они все в большей или меньшей степени на слуху), — а то, что он говорит это с кафедры практически домового Патриаршьего храма — этот пример есть свидетельство огромной силы. Пример этот может вернуть поколебленную в сердцах очень многих православных христиан (например, после безнаказанных проделок Кочеткова и других безобразников в рясах) веру в то, что Русская Православная Церковь не подвластна еще князю мира сего. Надо сказать, что до сих пор для большинства православных верующих, как активных, так и нечасто посещающих храмы, характерно именно патриотическое и традиционное сознание. В их глазах Новый мировой порядок, его роскошь и сила выглядят чудовищным злом, в их глазах Россия и Русская Православная Церковь очевидно являются избранными Богом землей и силой, призванными и способными успешно противостоять кромешному злу последних времен.
 
 
Господствующие в воздухе князья воздушные — СМИ — создают образ священноначалия Русской Церкви как ревностных поборников «общечеловеческих ценностей», в ущерб защите Веры, паствы и Отечества. В ответ на это пока что в народном православном сознании создается образ, к примеру, Патриарха как искреннего поборника Православия, ставшего заложником, а то и пленником кромешных сил. Такие народные верования и то, что традиционное и патриотическое миропонимание паствы разделяется (хоть и вполголоса) многими провинциальными священниками, монашествующими и даже архиереями, уберегают пока Русскую Православную Церковь от чудовищного кризиса, когда паства полностью потеряет доверие к пастырям, и тех не спасут ни инвестиции, ни властная административно-информационная поддержка антинародного правительства.
 
 
Все это уже было в истории обновленчества, между прочим, вся советская пресса только и делала, что воспевала обновленцев как единственно правильную, единственно возможную и мудро-лояльную Русскую Православную Церковь, а тихоновцев — то есть православных — величала жалкой кучкой мракобесов и религиозных отщепенцев. Результат налицо: на похоронах «религиозного отщепенца гражданина Беллавина (бывшего патриарха Тихона)» — так величала св. Тихона многотиражная советская печать — собрался чуть не миллион человек — вся Москва. Обновленческого же «первоиерарха и благовестника» Введенского отпевали практически в пустом храме, в присутствии известной своим глубоким благочестием г-жи Коллонтай (кто не знает — может поискать в интернете  справку об «Александре Коллонтай»).
 
 
Как бы обрадовались враги нашего Отчества и русской Церкви, если бы смогли они лишить наших пастырей паствы, а паству — то есть нас — православных пастырей, с помощью изощренной информационной войны. Думаю, что не случайно отец Авель, известный уже в народе автор очень смелых книг об электронном контроле, находит пока что приют в Патриаршей резиденции. Думаю, что кто-то из священноначалия РПЦ надеется (и, судя по тому, что говорят люди между собой — надееется не зря), что голос отца Авеля в какой-то степени станет голосом Русской Православной Церкви. Странно и невозможно представить себе, что Святейший не знает о том, какие мысли распространяет батюшка, служащий практически у него дома.
 
 
Слабым местом отца Авеля является то, что его проповедь и книги, в отличие, например, от проповеди и книг покойного А. Меня (которого враги выдают чуть не за выразителя тысячелетнего Предания русской Церкви, и, к сожалению, успешно в глазах нецерковного обывателя) оперативно не размещаются в сети.
 
 
Лично для меня произнесенный с амвона моей приходской церкви отклик о. Авеля на происходящие в стране и мире события принес большую радость, духовную поддержку и реальное — а не теоретическое — ощущение, что не все еще потеряно и не все еще погибло. Через год, боюсь, на появившуюся в сети статью о. Авеля годовой давности я бы не обратил никакого внимания: во-первых, время течет быстро, все очень быстро меняется, и то, что сегодня является исповедничеством, послезавтра может стать общим местом. А важно не просто верить, но и видеть, что наша Церковь именно сейчас трезво оценивает опасность происходящего и старается бороться с этим. Думаю, что на очень многих пастырей и чад Русской Православной Церкви проповеди отца Авеля и его книги, произнесенные и написанные именно во время служения его на Патриаршем подворье, знай они содержание этих проповедей и книг и обстоятельства их создания, произвели бы самое благотворное воздействие.
 
 
Нам давно уже пытаются внушить — и не без успеха — что сопротивление бесполезно, что мы шагаем не в ногу в огромном шагающем в ногу строю «идущих вместе», среди которых, судя по газетам и телевидению, наши иерархи и пастыри. Тихое свидетельство в защиту поругаемых Веры и Отечества, произносимое в Патриаршьем домашнем храме скромным иеродиаконом, коль скоро мы его услышим, окажется громче и сильнее всех ухищрений миллионноголосых СМИ и обратит их в ничто.
 
А если этому тихому свидетельству вовремя придать силу, с помощью возможносей, которые еще имеются у православых в сети, оно может стать точкой опоры и для возвращения к должному служению Господу для множества пастырей, и к должному доверию к своим пастырям для множества мирян.
 
 
Обидно однако, насколько понимают важность подобной точки опоры враги Церкви Православной, и насколько равнодушны к обретению ее для себя мы.