От Iconomaster
К Алексей Коробейников  
Дата 29.08.2002 10:15:15
Рубрики Прочее;

Re: личная честь

Здравствуйте отцы и братья!
 
 
Данный ответ, скорее не ответ, а просто размышления.
 
 
> Уважаемые посетители форума. У меня к вам есть небольшое дело. Хотелось бы обсудить следующий вопрос. Находит ли в опыте православной жизни такое «средневековое» понятие как честь, личная честь. Не секрет, что во время оно, люди защищая (как им казалось)свою честь, доброе имя (боязнь человеческого суда?), вызывали друг друга на дуэль.
 
 
На мой взгляд средневековые дуэли чаще всего были следствием разбушевавшейся гордыни. Вспомните по сочинениям А. Дюма что было причиной многих дуэлей во времена Людовиков 13-14. Косой взгляд, толчок, неосторожно произнесенное слово, ну и конечно же женщины. Причем даже извинения в основном не могли предотвратить дуэль. Горделивые дворяне предпочитали умереть чем смирить гордыню (или как они говорили честь). Несомненно были и серьезные причины для дуэлей, но никакие причины не оправдают убийства.
 
 
>Убийство на дуэли ,конечно же, в любом случае убийство, но честь спасена. Т.е. вместо того, чтобы подставлять левую щеку, дырявят обидчика. В таком контексте понятие «честь», «достоинство» вроде как выглядит в негативном свете.
 
 
Естественно, что даже неосторожное убийство, как пишет уголовный кодекс, это убийство, но давайте предположим что убитый не обидчик, а тот кого обидели. Он поддался горделивому порыву (а ведь это грех), вызвал обидчика на дуэль и погиб без покаяния. В итоге, стоит ли честь и достоинство потери вечной жизни из за какой нибудь житейской (можно сказать и греховной) мелочи?
 
 
> С другой стороны. Если вам предложат перед дулом автомата поцеловать грязный чеченский сапог, то единственное, что может помешать вам это сделать — это та самая честь или достоинство, как хотите. Может быть не совсем корректный пример, но надеюсь суть предмета вы улавливаете. Так, что же такое честь и наше ли это понятие? Прошу мне помочь разобраться.
 
 
Точно так же, как в приведенном Вами примере, мученики предпочитали смерть и мучения, но не кланялись идолам. Я бы назвал это не честью, или достоинством, а ревностью о Боге. Каждый человек — образ Божий. И в каждом человеке этот образ в какой то мере искажен грехом.
 
Человек может поклонится этому идолу и спасти жизнь (что тоже сомнительно), но потерять при этом душу. Может отказаться из горделивого самомнения о своем превосходстве и уподобиться фарисею. А может отказаться потому что в нем разгорается та искра Божия побуждающая человека искать спасения только в Боге. Человек может не знать Господа, но если грех полностью им не овладел, эта искра обязательно разгорится. Если хотите можно назвать это честью.
 
 
иерей Владимир