От Илья
К Игорь К
Дата 04.09.2003 10:33:47
Рубрики 1941; Холмово;

Re: Да уж,...

>>>Кстати, профессор Осипов и сам для себя, и для других тоже, обосновал правомерность канонизации царственных срастотерпцев именно как срастотерпцев
>>
>>Вон даже как, а я вот на что наткнулся:
>
>> http://beseda.voskres.ru/voskres/forum/2/archive/2/2522.htm
>
>А то вот я видел кассету недавно (старую уже - снятую до прославления Государя), так там Осипов на каком-то круглом столе, ни много ни мало сравнивал Государя со Стенькой Разиным. Потом, правда, отпирался (реагируя на возмущение некоторых из участников), что, мол, я не сравнивал, я для сравнения, для понимания, мол. Но, словечко-то вылетело...

>Игорь.

    Я вот решил послушать еще раз диск с лекциями Осипова, нашел кое-что, где он говорил про канонизацию. Причем есть запись как до, так и после канонизации. Я даже записал кое-что со слуха, причем дословно. Аргуменацию против канонизации не цитирую, если хотите, найдите и послушайте сами. Теперь это не имеет значения - вопрос уже решен.

    Из лекции "О чистоте Православия" - начиная со времени 174 минуты 09 секунд.
        (запись до канонизации)

- Если произойдет канонизация Николая II, как Вы к этому отнесетесь?

- Очень просто. Коль Церковь канонизирует, в чем же дело? Все! Пока идет вопрос и обсуждение - я обсуждаю. Канонизируют - все, вопрос закрыт. Я же не хочу быть протестантом или раскольником. А вот что будет, если НЕ канонизируют? Только по секрету, слушайте, никому не говорите... Что будет!? Когда уже сейчас ходят, сейчас миро течет, сейчас свечи ставят, сейчас молебны служат... Что будет, если не канонизируют, с теми, которые это делают? Вы теперь понимаете, какой дух? Вы слышите? Раскол будет... Вы поняли, каким духом? Этого в Церкви не должно быть. Истинный член Церкви всегда готов должен быть к любому решению Церкви. Готовы они к такому решению Церкви, собора, если не канонизируют? Что будет? Раскол будет. Потому что те люди, которых Вы называли, я не стал зачитывать, которые уже сейчас, САМИ, подумайте, без церковной власти, без церковных канонов, дисциплины, чиноначалия, сами взяли и прославили. Что с ними будет? Подумайте только, что будет?
А для меня - очень просто. Синод сказал, что до канонизации просим всех, кто может, высказать свою точку зрения по данному вопросу. Я, как глупый человек, и дурак, действительно, взял и высказал. И теперь на мою голову... Еретик, и богохульник, и я не знаю кто только, ересиарх, и крестоборец... Ой, это ужас один... Ну, думаю, вот искушение. Вот глупый-то. Умный-то бы молчал. Потому что я знаю очень много умных людей, которые против канонизации решительно, причем от самых высоких до самых низких, как я. Очень много. Помалкивают. А я тут - выскочил. Хе-хе. И теперь - достается на арене... Я говорю, ну, друзья мои, что же вы ругаетесь, ну, глупый человек, ну не понимаю я, ну ошибаюсь, в чем же дело-то? А вдруг - вы ошибаетесь? Как Вам, не приходит это в голову? Или нет, или вы уже все, выше Римского Папы? Ха-ха. Искушение какое-то, прямо я удивляюсь. Просто удивляюсь.

- Из зала: ... но святых-то до канонизации еще почитают, народ вот некоторым поклоняется, потому что душа тянется...

- Нет, не смешивайте почитания... Нет, не смешивайте совершенно разных вещей - почитание и канонизацию. Я почитал Иоанна Кронштадтского до всякой канонизации. И у меня все время висел его портрет. Да, во все времена, кто бы ко мне ни приходил. Я всегда почитал. Но я никогда не смел производить церковные действия, или пойти сказать, "батюшка, отслужите молебен". Хотя я мог бы найти сколько угодно священников, которые его также почитали святым. Никто не дерзал! Почему? Ждали времени церковного прославления. "Ибо в Церкви все благообразно и по чину да бывает". "Ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира". А здесь что происходит, подумайте? Иоанна Кронштадтского - терпели, а здесь - нет! Так что это разные вещи - почитание и прославление.

- Из зала: Зарубежная церковь царя Николая святым объявила, потом - Сербская, еще в 20-е годы...

- Отвечаю: первое, ... Да, ну, коли Вы спрашиваете, то отвечаю уже, коли спрашиваете, то отвечаю. Итак, первое. Зарубежная церковь. Это - церковь, которая не имеет канонического общения ни с одной Православной Церковью.
То есть она находится на положении... раскола. Раскольников. Второе. Сербская Церковь не только не канонизировала, а даже и не может канонизировать, не имеет даже права канонизировать. По какой причине? Потому что Николай II там никогда не был и не там умер. Так же как мы не можем, наша Русская Церковь, канонизировать сербского короля. Мы должны испросить разрешения... Нет, даже и разрешения невозможно спрашивать, потому что это дело самой Церкви, это ее член Церкви. Так и он - наш член, он - член Русской Церкви, и никто не может... Вот если бы он был членом Сербской Церкви - да. Поэтому Сербская Церковь не только не канонизировала, а даже не может канонизировать. И то, что это распространяется - есть ложь. С таким святым делом - и идти на путь обмана... Это что ж такое?.. Это что же такое творится? Или, например, заявления о том, что многие наши епархии канонизировали в качестве местночтимого. Отвечаю: [из зала: в том числе - Екатеринбургская] ни одна епархия... ни одна епархия Русской Православной Церкви этой канонизации не осуществляла. Потому что эта канонизация что требует? Обращения в Синод, рассмотрения на синодальной комиссии по канонизации святых, и в случае положительного ответа - только тогда епископ местный может местно канонизировать. Этого не сделала ни одна епархия. Вторая ложь! Зачем это? Слушайте, зачем же лгать-то? Вы понимаете, в таком святом деле, как канонизация - а мы опускаемся до каких вещей. Ради чего же, спрашивается? Ради чего же тогда мы это делаем? Я вам еще раз говорю - и это мое, конечно, личное мнение - источники этого лежат в совсем другой области. Я верю, что многие-то искренно почитают и готовы это делать, но идеологи совсем из других источников питаются. Потому что такого дела никогда не было на Руси. Вопреки, открыто, ОТКРЫТО ставят икону. Разве они не знают, что икона - это образ только прославленного Церковью? И пока он не прославлен - нет иконы. Иконы нет! Разве не знают они, они что - необразованные? Они не кончали духовных школ? Что же они делают тогда? Опять обман... Это что ж такое? Одно за другим... До чего же мы дожили? Бедный наш народ!.. Действительно, ничего не стоит его увлечь, во что угодно. А когда начинаешь объяснять, то там - конечно, естественно, потому что задеваешь за живое - нужно же людям, думайте, ради Бога, думайте и смотрите. Что же, это будет началом... Причем началом печальным. Что за этим откроется - сами...

    Из лекции "Христос и прогресс" - начиная со времени 101 минута 40 секунд.
        (запись после канонизации)

- Вопрос Осипову: Если можно, скажите пожалуйста, как правильно относиться к канонизации царской семьи. Два года назад на рождественских чтениях я слышала Вашу аргументацию против канонизации и была полностью с Вами согласна. Как теперь после собора правильно относиться к канонизации царской семьи?

- Ответ: Очень просто. Когда Синод в свое время призвал всех, кто желает, высказаться по этому вопросу, я действительно, исследуя этот вопрос, я высказал свои соображения так, как мне казалось правильным. Но я уже тогда заявил, что я для себя не являюсь авторитетом, и свое личное мнение я всегда готов покорить перед голосом Церкви. Вот, и в данном случае я считаю поэтому, что когда принято решение по данному вопросу, все дискуссии должны быть окончены, и я склоняюсь перед решением церковным. Так, думаю, и следует. Нельзя быть раскольником. Нельзя! А мы стояли как раз перед этим. Если бы только не было канонизации, то - знаете, что произошло бы? Раскол... Потому что много уже до такой степени были накалены в этом почитании, что они б ушли в раскол. Я знаю целый ряд священников и мирян. Вот это вот, понимаете, отношение? Вот это очень опасно, когда в душе нашей уже раскол. Надо всегда свое мнение покорять мнению Церкви. В данном случае я, именно так и считаю, нам нужно поступать.

- Вопрос Осипову: Алексей Ильич, в одной из семинарских лекций Вы высказали свое мнение о священнике Алексие Мечеве, заподозрив его в прелести. Прокомментируйте, пожалуйста, канонизацию его на недавнем соборе.

- Ответ: Ну, Вы знаете, ну разве можно комментировать, когда человек причислен к лику святых? Надо было спросить раньше. Хе-хе.


>Осипов на круглом столе сравнивал Государя со Стенькой Разиным
    Ну и что? Он мог с кем угодно его сравнивать. Хоть с императором Нероном. Имел право. Но только тут надо смотреть, в каком смысле он сравнивал, что сходное или различное в этих людях он видел. Поскольку я этой кассеты не смотрел, ничего конкретно сказать не могу.

---
        Илья