От чтец Георгий
К Олег К
Дата 12.09.2003 23:31:41
Рубрики 1941;

Re: Краткий комментарий


>>Я вас что-то никак понять не могу. Юлия - чтецу Георгию>

>...было бы замечательно если бы Вы вели себя несколько более вменяемо. Олег К. - Юлии.

Дорогой Олег, сколько лет - сколько зим.
Спаси Господь за добрые слова, - сам-то я думаю, что Юлия просто охвачена пылом неофита (то ли надавно крещена в Православие, то ли недавно эмигрировала в САСШ - уж не знаю). Потому она и путает общину Церковную - с общиной крестьянской, да еще и с приходом, который в Русской Зарубежной Церкви фактически является (или подменяется) советом директоров.

А крестьянскую общину, действительно, П.А. Столыпин своими реформами уничтожил. И в те времена находились люди, которые предупреждали, что т.н. столыпинские реформы, начатые им с наилучшими державными намерениями, истребят саму основу русского крестьянского жизнеустройства. Что и произошло. Разумеется, можно сказать, что П.А. не было отпущено достаточно времени, но это - дело Божие.
Вообще, о состоянии церковной жизни в России после Великих Реформ Императора Александра Николаевича - написано столько, что я и не знаю, что рекомендовать (впрочем, если читать только либеральную "про-реформистскую" апологетику да критику - ничего не поймешь). Поэтому для начала очень рекомендую документальный роман-трилогию В. Крестовского "Тьма Египетская-Тамара Бендавид-Торжество Ваала". Чудом переиздано в 1993 г. в Москве. Надо бы все это, конечно, написать Юлии, но она - уж очень горяча; пускай остывает.

Кстати, "белой иммиграции" в САСШ - изначально никогда (за редкими исключениями) не было. Отчасти потомки ее - переехали на североамериканский континент после Второй мiровой войны (или после ее начала в Европе). А основную массу русского православного люда в этих краях составляли карпатороссы, каковые, между прочим, основали и Лавру Русского Зарубежья - Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. А после войны - в САСШ поселилась, прежде всего, т.н. вторая эмиграция(на самом деле - третья; первая - это и есть карпатороссы): т.е. люди, покинувшие СССР во время войны. Они и явились главными строителями и прихожанами храмов; добавлю, что земля в те времена стоила более чем недорого. И еще: храмы совсем необязательно строились, но зачастую - покупались у католиков и протестантов, а затем - переделывались по-православному, насколько это было возможно. Русская эмиграция 40-50-х годов в целом преосходно устроилась в САСШ, ее жизненный уровень был (и остался) высок. К чести ее следует сказать, что она немало жертвовала на Церковь, восприяв от своих отцов - и возродив ее от немногих отцов духовных, встреченных уже в эмиграции, - Православную русскую подоплеку. Но, однако же, не следует ее превращать в общину самоотверженных страдальцев-идеалистов. Таких в САСШ и не впускали, относя их к антисемитам, фашистам и черносотенцам. А прибывали, в основном, люди крепкие, деловые, цепкие, могущие и с большевичком, и с немцем, и с американцем найти общий язык. Жизнь есть жизнь. Сейчас-то они, конечно, постарели...
Все это, понятно, не имеет прямого отношения к нашему разговору, но - для истории пригодится. А то мы, сами того не замечая, обитаем в океане сознательных и случайных неточностей, штампов, ложных обобщений, обманных противопоставлений, партийных лозунгов и тому подобного увлекательного, но второстепенного материала.

Создание же в России действительной приходской жизни - дело не слишком отдаленного будущего. Только не следует забывать, что наиболее прочным цементирующим веществом для прихода (и общины - тем более) становится враждебное и/или инославное/нехристианское окружение. Историческая Россия - была, в высшем смысле, единым приходом, единой Православной общиной. Оттого "локальная" приходская жизнь оказывалась (и в хорошем, и в плохом) лишь некиим приложением к жизни повседневной. В эмиграции/оккупации, - для человека верующего - положение было и остается обратным. Думаю, это внятно и без объяснений.