От Владимир Урусов
К Пётр  
Дата 14.07.2000 07:55:56
Рубрики Прочее;

Re (3): может ли быть на самом деле православный ученый

О науках (св.Игнатий Брянчанинов)
 
 
Епископ Игнатий (Брянчанинов) Письма о подвижнической жизни(555 писем) N_ 194 (314,45)
 
 
  (О мудрости духовной и плотской)
 
 
   Вы  спрашиваете,  какое  мое мнение о науках человеческих? — Люди после падения  начали  возделывать землю, начали нуждаться в одежде и других многочисленных потребностях, которыми сопровождается наше земное странничество; словом сказать, они начали нуждаться в вещественном развитии, стремление к которому — отличительная  черта  нашего  века. Науки — плод нашего падения — произведение
 
поврежденного падшего разума. Ученость — приобретение и хранение впечатлений и познаний,  накопленных человеками во время жизни падшего мира. Ученость — светильник  ветхого  человека,  светильник, которым «мрак тьмы во веки блюдется».
 
Искупитель  возвратил человекам тот Светильник, который им дарован был при создании Создателем, которого лишились они при грехопадении своем. Этот светильник  - Дух Святой, Он Дух Истины, наставляет всякой истине, испытывает глубины Божии, открывает и изъясняет тайны, дарует и вещественные познания, когда они нужны для духовной пользы человека. Ученому, желающему научиться духовной муд-
 
рости, завещает апостол:"Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет" (1 Кор.3,18). Точно! ученость не есть собственно мудрость, а только мнение мудрости.    Познание Истины, которая открыта человекам  Господом, к которой доступ — только верой, которая неприступна для падшего  разума человеческого,- заменяется в учености гаданиями, предположениями.
 
Мудрость  этого мира, в которой почетное место занимают многие язычники и безбожники,  прямо противуположна, по самым началам своим, мудрости духовной, Божественной.  Нельзя  быть последователем той и другой вместе; одной непременно должно отречься. Падший человек — «ложь», т.е. образ мыслей, собрание понятий и  познаний ложных, имеющие только наружность разума, а в сущности своей — шатание,бред, беснование ума, пораженного смертною язвою греха и падения. Этот
 
недуг ума особенно в полноте открывается в науках философских.
 
 
18.. годы.