|
От
|
Владимир Урусов
|
|
К
|
Пётр
|
|
Дата
|
14.07.2000 07:55:56
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re (3): может ли быть на самом деле православный ученый
О науках (св.Игнатий Брянчанинов) Епископ Игнатий (Брянчанинов) Письма о подвижнической жизни(555 писем) N_ 194 (314,45) (О мудрости духовной и плотской) Вы спрашиваете, какое мое мнение о науках человеческих? Люди после падения начали возделывать землю, начали нуждаться в одежде и других многочисленных потребностях, которыми сопровождается наше земное странничество; словом сказать, они начали нуждаться в вещественном развитии, стремление к которому отличительная черта нашего века. Науки плод нашего падения произведение поврежденного падшего разума. Ученость приобретение и хранение впечатлений и познаний, накопленных человеками во время жизни падшего мира. Ученость светильник ветхого человека, светильник, которым «мрак тьмы во веки блюдется». Искупитель возвратил человекам тот Светильник, который им дарован был при создании Создателем, которого лишились они при грехопадении своем. Этот светильник - Дух Святой, Он Дух Истины, наставляет всякой истине, испытывает глубины Божии, открывает и изъясняет тайны, дарует и вещественные познания, когда они нужны для духовной пользы человека. Ученому, желающему научиться духовной муд- рости, завещает апостол:"Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет" (1 Кор.3,18). Точно! ученость не есть собственно мудрость, а только мнение мудрости. Познание Истины, которая открыта человекам Господом, к которой доступ только верой, которая неприступна для падшего разума человеческого,- заменяется в учености гаданиями, предположениями. Мудрость этого мира, в которой почетное место занимают многие язычники и безбожники, прямо противуположна, по самым началам своим, мудрости духовной, Божественной. Нельзя быть последователем той и другой вместе; одной непременно должно отречься. Падший человек «ложь», т.е. образ мыслей, собрание понятий и познаний ложных, имеющие только наружность разума, а в сущности своей шатание,бред, беснование ума, пораженного смертною язвою греха и падения. Этот недуг ума особенно в полноте открывается в науках философских. 18.. годы.