От Странный
К Ярослав Т.
Дата 08.02.2004 12:13:34
Рубрики 1941;

Всем об оружии и "непротивлении".

Здравствуйте, братия и сестры во Иисусе Христе.
По внимательном прочтении сообщений по теме об оружии и видя, что тема «повисла» не найдя разрешения, я задумался: как человек, далекий от любых форм агрессии и не разбирающийся в оружии, смогу ли по своим скромным возможностям хоть чем-нибудь внести ясность и противопоставить что-нибудь разным кривотолкам во избежание дальнейших искушений форумной братии? Тем более, что тема больше всего волнует женщину. Это и понятно – женщина наиболее уязвима перед любым насилием и ответственна за детей, не менее уязвимых.
Видимо в ответ на мои размышления сегодня в церкви ко мне в руки попала - мне ее просто вручили - газета-приложение к журналу «Фома» №1 за январь 2004 г. Прямо на первой странице статья, практически на эту животрепещущую тему. И вот я, решив что это не случайно, дерзнул отсканировать ее и представить на обозрение. Да простит меня администрация форума, поскольку она (статья) немного объемна, а редактировать (кроме ошибок программы-сканера) или что-либо вычленять не счел себя вправе. Вот этот текст:

Подставлять ли щеку?

«По количеству изданий Библия не может сравниться ни с одной книгой. Она переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Но нет другой такой книги, которая содержит столько «непонятных» и «противоречащих» здравому смыслу выражений. В редакцию «Фомы» часто приходят письма с просьбой разъяснить ту или иную библейскую фразу. К сожалению, формат нашей газеты слишком ограничен для того, чтобы отвечать на все подобные письма, однако это письмо не могло остаться без ответа...»

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
«Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я с ранней юности занимаюсь боксом, хотя сам по себе я очень мирный чело-век. Однажды в какой-то телевизион-ной передаче я услышал, что в Библии есть заповедь – «подставлять другую щеку, если тебя ударили по одной» (извините, если не точно сказал). Сам я никогда не полезу в драку первым, но если ко мне пристанет вдруг на улице хулиган, неужели я (по христи-анскому долгу) должен буду вытерпеть все его удары, а потом попросить повторить это еще раз?! Неужели все христиане должны так поступать? Как понимать такую заповедь (если она, конечно, существует)?»

«ВЫРВАТЬ ГЛАЗА И ОТРЕЗАТЬ РУКИ»?
Если открыть любую незнакомую кни-гу на середине и прочитать один аб-зац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по мень-шей мере, эту главу, а лучше – всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое от-ношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представ-лять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, обще-библейский и даже культурно-истори-ческий контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.
Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие сло-ва действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: “Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Евангелие от Матфея, 5 глава, стихи 38-41).
Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око...»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения. Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлеченно--философский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком, даже большинство религиозных учителей Израи-ля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди.
В библейской традиции удар по щеке - это образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу - личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить харак-тер физического насилия. Напротив, тем и хороша притча, что простыми, доступными и, главное, понятными образами она может свидетельствовать о другой реальности - реаль-ности духовного мира. Если же понимать все притчевые образы Евангелия буквально, то остается только пожалеть лю-дей, которые в точности будут исполнять слова Спасителя из той же Нагорной проповеди: «Если правый глаз твой соблаз-няет тебя, вырви его и брось от себя... И если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя.. .» (Мф. 5:29-30). Что же будет, если вместо борьбы с любимыми гре-ховными привычками, о которых говорит эта притча, люди начнут вырывать у себя глаза и отрезать руки?

ЧТО БУДЕМ «ВЫЧЕРКИВАТЬ»?
Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непро-тивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других лю-дей?
Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церк-ви, которая является не чем иным, как свидетельством жиз-ни по евангельским заповедям. У такого понимания «непро-тивления» нет ничего общего с любовью, о которой Библия буквально кричит на каждой странице. Сейчас, произнося слово «любовь», человек видит в нем только эмоциональное наполнение. Но в Библии любовь означает не столько эмо-ции, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать дру-гую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, - это высшее выраже-ние любви. Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23). А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротив-ления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с раз-гоном храмовых торгашей, либо саму заповедь.
Трудно предположить, что апостолы Христовы могли нару-шить заповедь своего Учителя, однако, посмотрите, что апо-стол Павел отвечает на суде тому же первосвященнику по-сле того, как получил удар по лицу: «Бог будет бить тебя, стена ощтукатуренная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закона, велишь бить меня» (деян. 23:3). фактиче-ски, по иудейским законам это было оскорбление архиерея, и оно каралось смертью. Можно ли назвать такое поведение величайшего из апостолов «непротивлением злому»?
За 2000-летнюю историю Церкви можно найти массу приме-ров того, как святые буквально подставляли другую щеку обидчику. Например, преподобный Серафим Саровский, об-ладая огромной физической силой, имея возможность за-щищаться, предпочел не сопротивляться напавшим на него разбойникам. Но в той же церковной истории немало приме-ров и того, как величайшие святые использовали или одоб-ряли применение физической силы для вразумления тех, кто был уже не способен воспринимать слова. Святитель Нико-лай Чудотворец прямо на собрании иерархов Церкви ударил по щеке еретика Ария, а преподобный Сергий Радонежский вообще благословил князя Дмитрия Донского на Куликов-скую битву.
И в Библии, и в истории Церкви можно привести еще массу примеров как буквального исполнения заповеди непротив-ления злому, так и ее «нарушения». Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л.Н. Толстого) все эти проти-воположности уживались в сознании христиан. Это доказы-вает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как счи-тал моралист Л.Н. Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит (и никогда не входил) в круг догматических основ христианства. Это означает толь-ко одно - он не имеет принципиального значения для спа-сения, для преображения внутреннего мира человека, для его возвращения к Богу, и поэтому может решаться по-раз-ному.

ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ НЕПРОТИВЛЕНИЯ
Христианство говорит, что заповеди Христа - это лекарст-ва, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании - это не про-сто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые прояв-ления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего по-вреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства - спасение и обновление личности - предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, по-вреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрес-сией).
Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Напри-мер, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд вы-глядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения. Если, напри-мер, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне - страх быть подвергнутым тому же. Чув-ство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся.
Заповедь Христа - «не противься злому» - предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться зло-му можно только одним способом - противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно.
Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспом-ните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло. Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, ес-ли искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непро-тивлением злому». Евангельские заповеди помогают че-ловеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится хрис-тианином.

ЖАЖДА ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ХРИСТИАНИНОМ
А внешние события часто разворачиваются так, что вы-бирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек - постарается вы-брать меньшее зло. Потому что, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога. И, например, нос, сломанный в результате буквального испол-нения заповеди «непротивления злому», еще никого автома-тически не сделал христианином, равно как и кулачная за-щита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.
У апостола Павла есть несколько странные, на первый взгляд, слова: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (флп. 2:5). Откуда же мы можем знать, какие чувства и расположения были во Христе? Но ведь именно это и предлагает сделать Церковь! Стремление, жажда быть таким как Бог делает человека христианином, а евангельские заповеди, в том числе и заповедь «непротив-ления злому», не более чем маячки, помогающие не сбиться с пути. А если вдруг решить, что какой-то из этих маячков и есть цель пути, то вполне можно и разбиться об него.

Поприще - это мера длины, равная примерно 1,5 км.
Что же буквально означают слова: «заставить идти поприще», ведь сегодня трудно себе представить, чтобы кто-то принудительно сделал другого человека своим попутчиком? Однако на древнем Востоке это было до-вольно распространенное явление. Римские войска имели право требовать любого человека из местного населения нести их поклажу на расстояние как раэ од-ного поприща, а также служить их проводниками. В случае отказа римляне имели право принуждать к это-му силой. Так, Симона из Кирены заставили нести крест Иисуса до места казни; там употреблен тот же греческий глагол (см.: Мф. 27:32).

И в Ветхом и в Новом Заветах используются огромное количество притч. Славянскому слову «притча» соответствуют два греческих слова: «параволи» и «паремиа». Параволи - это рассказ, выражающий высшие духовнье истины в образах, взятых из повседневного быта людей. Подавляющее больиинство евангельских притч - это именно «параволи». Самый знаменитый пример «параволи» - это притча о блудном сыне.
Паремиа - это краткое изречение в форме аллего-рии. выражающее правило жизни. Притчевые образы удара по щеке, суда, и принуждения идти 2 поприща - это именно «паремии».
Зачем Христос говорил притчами? Это вообще соот-ветствует восточному стилю речи, а потому, было до-ступно для народа и привлекало внимание к пропове-ди. Спаситель облекал высшие духовные истины в формы и образы, которые были знакомы Его слушате-лям из повседневной жизни и поэтому понятны для сравнения. И, наконец, Господь отчасти устранял повод для соблазна от Его проповеди людей неверущи-х и невнимательных, ведь для них притчи не несли никакого высшего смысла, а были просто забавными историями.
Роман МАХАНЬКОВ

Надеюсь что эта статья поможет правильно ориентироваться в жизни тем, кто соблазнился спорным вопросом.
Храни вас Господь.