От Леонид Сергиевский
К Александр Килим
Дата 04.04.2004 01:27:28
Рубрики WWI; Спецслужбы; Армия; Суворов (В.Резун);

О Гоге и Магоге и исследовании эсхатологии

>Вот что сказано о Гоге и Магоге в толковани св.Андрея Кесарийского:

>О Гоге и Магоге

>Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщатьнароды, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

И еще потому, что о Гоге сказано, будто бы он готовится от древних времен и придет во времена последние, и, наконец, потому, что в этом Откровении, предсказывающем будущее, сказано, что Гог и Магог явятся при кончине мира.

> http://www.pagez.ru/lsn/0066.php
>-------------------------------


>Как видите, никакого даже слвабого намека на Россию нет в святоотеческом толковании.

>А.К.


Здравствуйте братие, здравствуйте Александр.

Надо сказать, что во времена св. Андрея Кессарийского вообще такого понятия как Россия - не существовало, поэтому было бы странно, если бы мы там об этом прочитали :)

Сразу хочу сказать, что я не являюсь убужденным сторонником того мнения, что под народами Гог и Магог имеются ввиду именно русские. Но возражать на такое мнение нужно - аргументированно, и вырезка из св. Андрея тут не поможет.

А на самом деле - это довольно сложный вопрос.
Как и все вопросы, относящиеся к толкованию Откровения св. Иоанна Богослова. Надо сказать, что св. Андрей Кессарийский явился в некотором смысле компилятором святоотеческого сознания того времени по эсхатологическрй тематике. Он проделал большую работу по изучению наследия св. Отцов предыдущего времени, сам он неоднократно упоминает, что является по многим вопросам учеником известного святого, богослова Иринея Лионского, который в совю очередь многие моменты из своего эсхатологического учения позаимстовал у св.мч.Ипполита Римского. Т.е. здесь важно понимать преемстевенность богословской школы.

Но существуют и иные мнения относительно данного места в Откровении. Например:

Архимандрит Никифор в “Библейской энциклопедии” (1891), поясняя одно их значений Гога, писал: “(Иез. 38, 39) название народа, поселившегося на земле Магога. По свидетельству Плиния (5, 25), именем Гога и Магога назывались цари ассирийские и соседних с Ассириею стран”37. И в др. месте: “Магог (Быт. 10, 2; Отк. 20, 7) — слово неизвестного происхождения. В кн. Быт. (10, 2) говорится, что Магог был один из сыновей Иафета. Тоже самое повторяется в 1 кн. Парал. (1, 5). В других двух случаях это имя ставится в связи с Гогом, так что слово Гог представляется как бы именем царя над Магогом, народом или страною (Иез. 38, 2, 3; 29, 1-12). Из указанного свидетельства явствует, что слово Магог означает страну также как Рош, Мешех и Фувал, стоящие рядом с ним, что Гог во главе Магогского народа долженствует некогда придти с севера и вторгнуться в страну Израилеву и что этим нашествием должен осуществиться Божественный суд над Гогом, все воинства коего будет истреблено и погребено вместе с Гогом на месте, названном в память сего события долиною полчищ Гогова. В Отк. (20, 7) слова Гог и Магог представляются равносильными словами тех же цитат: народы, находящиеся на четырех углах земли, в которых, вероятно, также подразумеваются их князья и правители — Гог и Магог. В означенном месте пророчески описывается страшная брань между врагами и святыми Божиими, кончающаяся конечною гибелью первых. По Гезению, под словами Гог и Магог разумеются тот же самый северный народ, который древние Греки называли Скифами (ср. Иосиф. Древ. 1, 6). Гезений говорит, что Арабы называют их Vajuj и Majuj и передают о Гоге и Магоге много басен. Наиболее выдающиеся филологи утверждают, что в слове Магог слог ма означает страну Гога. Вероятнее же всего, что под сими словами разумеются все северные Скифские племена, от которых произошли позднейшие Славяне, Татары и т. п. Впрочем, из сего не следует заключать, что в действительности когда-либо существовал царь, называемый Гогом, или народ, называемый Магогом.

Несомненно одно, что в течение веков эти названия сделались символическими для всех северных народов”.

(Архим. Никифор. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия., стр.445)

А русские в некотором смысле действительно вполне могут считаться потомками скифов, и уж точно - северным народом.

Духовный писатель С.Нилус считал что народы Гога и Магога - это Китай и Япония, народы "в которых растворен диавол" (имеется ввиду духовная сущность веоучений и философий этих народов, их "драконьи" символы и пр.)

Если принять такую точку зрения, то тогда можно сюда "подставить" пророчества о том, что через Россию пройдет многомилионная китайская армия...

Таким образом - есть много пищи для рассуждения, которые впрочем по словам самого же Андрея Кессарисийского являются "пищей для ума" и не возбраняются ищущим. Дело в том, что в канонах Православной Церкви, в решениях 7 Вселенских Соборов и других общепризнанных Святых Соборов - нет прямого или косвенного запрета для исследования Откровения св. Иоанна. В то же время многие святые, в том числе и сам св.Андрей Кессарийский, писали о том, что многие моменты из Апокалипсиса откроются для понимания только в последнее время. Отсюда, да и изо всего христианского опыта духовной жизни, видно, что нам не запрещается думать и говорить между собою о том, как мы понимаем Апокалипсис. И в данном вопросе работы св.Отцов и Учителей Церкви не имеют догматического значения, а носят информативный характер. Но, к сожалению, современный человек привык думать на основе уже готовых клише и своих собственных мыслей часто по отдельным вопросам и вовсе не имеет. Тогда он в разговоре, оперируя известными ему авторитетными мнениями, может ими "размахивать" как некой "святоотеческой дубиной" :)

Но тут не начетнический дух нужен, а дух рассуждения. Недостаточно набрать в Яндексе что и где говорится "у святых отцов" по такому-то вопросу в отношении Апокалипсиса, скопировать это в буфер обмена и вставить в фрму форума и считать дело решеным :) (Только не подумайте, уважаемый Александр, что мои слова адресованы лично Вам, я вообще говорю).

Безусловно, я сам не претендую ни на роль толкователя, ни на роль пророка, я просто призываю к содержательному диалогу по ОЧЕНЬ ВАЖНОМУ по моему мнению вопросу.

Известно, что у иудеев времен Первого Пришествия Спасителя в мир были целые школы по изучению ветхозаветной эсхатологии и фарисеи - ревнители закона - считали себя знатоками по всем и в том числе - по данному вопросу. Поэтому-то они и отвечают в "своем духе" своему же вроде Никодиму:

46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. 47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? 48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? 49 Но этот народ невежда в законе, проклят он. 50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? 52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. 53 И разошлись все по домам.

(От Иоанна,7:46-53)

Как бы и нам так не просмотреть события, относящиеся уже ко Второму Пришествию и предваряющему Его установлению царства антихриста.