От Дмитрий Ч.
К Vиталий
Дата 03.04.2004 13:49:55
Рубрики WWI; Спецслужбы; Армия; Суворов (В.Резун);

Re: Ересь хилиазма

Дорогой Виталий!

Вы задали очень трудный но самый важный вопрос, который возникает (или должен бы возникать) у всякого человека, входящего в Церковь: вопрос о тайне нашего спасения. Я хочу только обратить Ваше внимание, что Господь говорит нам об этой тайне всегда прикровенно, языком притч и иносказаний, Он не рассуждает о вечной жизни и воскресении, но являет их Своим ученикам, и только в той мере, в которой учкеники готовы эту вечную жизнь вместить (вспомните Преображение Господне, и все что непосредственно предшествовало и последовало этому явлению Славы Царствия Небесного).

>И сказано, что "блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти", то есть они в страшном суде не участвуют?

А как Вы понимаете ответ Спасителя юноше, который попросил дать ему время похоронить отца: "предоставь мертвым погребать своих мертвецов"? Ведь выражение "похоронить отца" означало тогда заботиться о своем отце до самой его смерти. То есть эти люди были еще живы телом, но мертвы духом.
Или вот другой вопрос: Адаму было сказано Богом, что он умрет смертию, когда вкусит от плода древа познания добра и зла, а искуситель утверждал, что нет, не умрет, а станет как боги, знающие добро и зло. Адам вкусил, познал добро и и зло, и при этом не умер. Что же получается, прав искуситель?
Я все это к тому, что есть смерть телесная (точнее, отлучение души от тела), а есть смерть духовная (точнее, отделение духа человека от Бога). Соответственно, есть и два воскресения. Об этом пишет и ап. Иоанн Богослов, но не в Октровении, а в Евангелии:
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь."
Заметьте, обретает вечную жизнь уже сейчас, во время этой земной жизни, а не в будущем. Об этом пишут все святые отцы, например Симеон Новый Богослов:

Все, кто при жизни света не имели,
Покроются навеки черной тьмой.
А те, кто с Богом в жизни пребывали,
В тот час навеки с Ним соединятся
И никогда не будут лишены
Общения таинственного с Богом.

Но те, кто в жизнь иную отошли
Лишенными Божественного света -
Как смогут там соединиться с Ним?

Итак, лишь эти, — говорит Господь, -
Одни они, кто к Богу приобщились,
Одни они лишь будут спасены,
Ибо и сам Господь, Творец вселенной,
Соединился с нашим естеством,
Как говорит святой апостол Павел,
Что Церковь — это Тело Божества,
Лишенное морщин и недостатков,
Лишенное порока и пятна,
Глава же Тела — Иисус Христос.

Но если это будет так, то кто же
Из недостойных, грешных и нечистых
Посмеет к Богу дерзко подойти?
Как грешник сможет прилепиться Богу?

Как в этой жизни человек без Бога
Покоя не находит днем и ночью,
Так будет и по смерти: вне Его
Не будет ни покоя, ни отрады,
Ни мест, лишенных скорби и печали.

Послушайте! Спасителем зовем
Мы Бога нашего по той причине,
Что дарует спасение Он всем.
Спасением же называем мы
От тленья, зла и смерти избавленье,
Приобретенье в Боге вечных благ,
Что вместо смерти даруют нам жизнь,
Свет — вместо тьмы, и вместо рабства — волю,
Что совершенную дают свободу
Всем, кто соединились со Христом
И в радости во веки пребывают.
А те, кто от Христа удалены,
Кто не искали Бога, не стремились
Соединиться с Ним, кто не достигли
От смерти и страстей освобожденья -
Князья ли то, вельможи иль цари,
Хотя бы думали они и мнили,
Что в радости и сладости живут,
На самом деле никогда не будут
Они владеть той радостью великой,
Неизреченной и неизъяснимой,
Какую знают все рабы Христа,
Свободные от низменных желаний.

Ту радость не познает, не поймет
И не увидит никогда никто
Из тех, кто не соединились с Богом,
Кто горячо к Нему не прилепились
И кто не растворились во Христе,
Которому держава подобает,
Хвала и пение, и честь, и слава,
И поклонение от всякой твари,
От всякого дыхания во веки.



>Вот объясните тогда, как понять следующее: "прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение."(Откр. 20.5), "блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Откр. 20.6). По поводу тысячи лет, это понятно, что может быть иносказательно. Но ведь про Первое Воскресение сказано вполне очевидно, чтобы это как-то по-другому понимать?


Тысяча лет - это время торжества земной Церкви, период от равноапостольного императора Константина Великого до императора-мученика Николая. Очень похоже, что эта тысяча лет уже закончилась. Относительно воскресения первого, т.е. соединения души человеческой с Богом, его абсолютной очевидности, лучше спрашивать святых отцов, я намеренно привел большую выписку из гимна преп. Симеона, посмотрите напрмер сайт
http://orthodoxia.org/hilarion/patristic/hymns/hymnsmain.htm

Поздравляю Вас с праздником входа Господа в Иерусалим,
Ваш Дмитрий