От Александр Килим
К Александр Д
Дата 17.06.2004 10:46:31
Рубрики Современность;

Re: Стоит ли...


>>С этими словами я с Вами согласен. Только не вижу предмета для дискуссии. В учебниках по Литургике все написано, святыми отцами все истолковано, святыми Канонами и Уставом все регламентировано. Что мы можем к этому добавить своим слабым умом?
>В том то и дело что если взять текст самой Литургии все предельно ясно:
>"Елицы оглашеннии, изыдите! да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся!"
>Дискутировать тут действительно не о чем. Но ведь Юрий Геннадьевич и Вы косвенно меня убеждаете в обратном. Без ссылок на святоотеческое толкование, каноны и правила конкретно подтверждающее Ваше мнение. Из всего того, что мне было написано нет ничего подобного.
>Александр Васильевич, Вы здесь в модераторах. Если Вы считаете что этот разговор пора заканчивать, так тому и быть. Однако пркатически на каждом сайте который выдают поисковая система при запросе «Литургия верных» написано примерно следующее:
>«Так называется третья часть литургии потому, что на ней могут присутствовать только "верные", т.е. крещёные. http://russia-talk.com/liturgy.htm#litu1»
>А вот что писал по этому поводу священномученик Иларион (Троицкий):
>«Вдруг вижу я нечто невероятное: идет по собору целая куча турок. Целых шесть человек чинов турецкого посольства в своих фесках прошли по собору и заняли места среди прочих дипломатов. Вот уж это не дело - пускать в храм нехристей! Начинается как раз “литургия верных”, а в собор входят еретики и неверные! Так в своих фесках турки и стояли как истуканы. http://www.fond.ru/calendar/martys/wk/pisma.htm»
>А вот ответ настоятеля и духовника Свято-Введенского женского монастыря архимандрита Амвросия

>38. Что означает слово "оглашенные", когда диакон произносит "оглашенные, изыдите"?
>Это слово означает человека, который огласил (сказал всем) желание стать православным христианином и принять крещение. Когда в церковь приходит некрещеный человек и говорит о том, что он желает креститься, священник беседует с ним и назначает время испытания. В церкви этот человек объявляется как оглашенный; он может быть на первой части литургии, т.е. литургии оглашенных, слушать чтение Апостола, Евангелия, проповедь, наставления. После возгласа "оглашенные, изыдите" оглашенные должны выйти из храма, так как начинается литургия верных, когда остаются только крещеные, православные люди. http://spsbbl.narod.ru/biblt/amb1.htm.
>Вот что пишет Владимир Воробьев. «Введение в литургическое предание. Лекции»
>Таким образом, к моменту окончания литургии оглашенных, когда дьякон возглашает: «Елицы оглашеннии, изыдите...», на престоле открыт антиминс и все готово к следующей части литургии, которая называется литургией верных — именно потому, что здесь могут теперь присутствовать только верные, только крещеные люди (конечно, не формально крещеные, а те, кто является действительно членами Церкви). Дьякон тотчас совершает следующую, очень краткую, ектению. Он говорит: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Премудрость». А священник читает в это время первую молитву верных:

>«Двери, двери» — это возглас тоже отчасти архаичный, который здесь употреблялся в древности для того, чтобы приставленная стража, которая называлась по-гречески архалуфы, стоявшая у дверей, следили за тем, чтобы никто из оглашенных или неверных не вошел в храм, чтобы в храме присутствовали только верные, потому что здесь начинается уже самая главная часть литургии верных, и никто из неверных не может здесь присутствовать, это тайное служение, служение только для посвященных. Поэтому возглас «Двери, двери» означает: смотрите за дверями, чтобы никто не вошел в это время.
> http://pravosludm.narod.ru/lib/vorobiev/litpred/7.html
>Все это прямо или косвенно противоречит тому что мне здесь отвечал Юрий Геннадьевич и Вы, Александр Васильевич. И, повторюсь, практически на каждом сайте. И я не встретил ни одной реплики о противоположенной точке зрения (может быть плохо искал)
>Не смею больше утомлять Ваше внимание, простите меня грешного за назойливость,
>Во Христе Иисусе р.Б Александр.

Дорогой Александр!

Я, грешный и недостойный, не дерзаю ни поправлять святых угодников Божиих, ни авторитетных священнослужителей. Могу лишь заметить следующее.

Тексты Божественной Литургии (св.Апостола Иакова, свт.Василия Великого, свт.Иоанна Златоуста, как и Литургия Преждеосвященных Даров свт.Григория Двоеслова) писались в те времена, когда в Храме были только верные да готовящиеся принять Святое Крещение оглашенные. Вот о них и упоминается в Божественной Литургии. Язычники и т.н. иноверные в те времена в Храмы не заходили. Даже православные верующие, совершившие тяжкие грехи, не допускались в Храм (см."Новую Скрижаль"). Во времена сщмч.Илариона (Троицкого) тоже Храм посещали исключительно православные христиане, поэтому у него вызвало такое удивление присутствие турок, как я понимаю, в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Но времена меняются и обстоятельства меняются. Так, во времена гонений на христиан приходилось тайно крестить и не погружением, как того требуют Каноны...
Я не призываю к тому, чтобы Церковь подстраивалась под требования мiра, но бывают обстоятельства, когда те или иные требования невозможно исполнить.
Например, во время Божественной Литургии (Литургии Верных) после возгласа: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы" ранее христиане преподавали друг другу братское целование. Однако впоследствии это было исключено, поскольку создавало суету и суматоху в такой ответственный момент Богослужения. Теперь это делают только священнослужители в Алтаре. "Кочетковцы", как пишут очевидцы, "возродили" этот древний обычай и у них в храме в этот момент наблюдается, простите за выражение, настоящий балаган.
Примеров можно приводить много. И о том, что ранее причащали мирян отдельно Телом и Кровию и т.д.

Теперь давайте представим себе, как обезпечить, чтобы на Литургии Верных присутствовали ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО воцерковленные православные христиане, ибо даже формально крещенные, но не воцерковленные, как явствует из приведенных Вами цитат, не могут присутствовать в Храме в этот момент. Значит надо установить какой-то институт надзирателей (или что-то в этом роде), которые должны будут во время Литургии (либо надо будет на полчаса-час остановить Богослужение, что тоже не позволяется) проверять документы (или осуществлять некий "фейс-контроль"), чтобы обезпечить отсутствие в Храме неправославных. Нужно ли устанавливать какую-то ситему пропусков (со степенями защиты, ибо найдутся если не кощунники, то просто любопытные, которые захотят побывать на службе - запретный плод сладок), либо систему паролей или что-то подобное? И не толкнем ли мы людей на грех (обман, подлог и т.п.)? Причем надо будет объяснять им во время Богослужения (а это, сами понимаете, непросто и требует времени и терпения), почему их выставляют из Храма. Это создало бу только сутолоку и суматоху, что недопустимо особенно в такой важный момент Богослужения.

Так что Ваше предложенеие, увы, остается благим пожеланием. А в том, что во время Литургии Верных в Храме присутствуют неправославные, нисколько не ущербляет или умаляет Великое Таинство. И не должны мы, православные христане, отвлекать наше внимание и мысли на посторонние вещи (в том числе и на присутствие в Храме неправославных), а всецело сосредоточиться на Богослужении.

А теоретизировать можно сколько угодно. Можно много найти вещей, которые хотелось бы возродить в Церкви. К сожалению такой подход, когда "комара отцеживают, а верблюда проглатывают" неизменно ведет к ненужному самочинию и к более серьезным последствиям. Это мы отчетливо можем видеть в кочетковско-меневских общинах, где в погоне за возращением некоторых "забытых древнецерковных" обычаев ("агапы", "оглашения", "общинность" и пр.и др.), мало-помалу стало превращаться некое, как они сами называют, "синаксарно-синагогальное служение", ничего не имеющее общего с Православием.

Я лично считаю, что Дух Святый водительствует в нашей Церкви и направлят и поправляет Ее. В том числе в целесообразности исполнения тех или иных обычаев. И если Господу будет неугодно такое положение вещей, то Дух Святый надоумит наше священноначалие и чудно-дивно эта "проблема" будет разрешена. Прилагать же наше плотское мудрование к этому считаю дерзостным. Равно как и "поднимать волну" по этому поводу, смущая тех, кто еще не утвердился в своей вере.

Простите, если что не так написал.

Во Христе Иисусе,
р.Б. Александр Васильевич Килим