От Николай Черкасов
К Кирилл Ю
Дата 19.08.2004 05:55:20
Рубрики Современность; 1941; Холмово; Стрелковое оружие;

Re: Вернемся к...

>"выворачивает наизнанку" - это будет даже покруче "притягивать за уши". Ну-ну, и духа, конечно, совершенно не того. Не странно ли, что до Вас никто не удосужился обличить "Просветителя" в извращении писаний Св. Отцов? Хотя я не прав, сам уже цитировал:

Не знаю, почему никто не удосужился. Впрочем, будь у меня возможность написать и издать книгу с этим моим мнением - я бы не стал. Может так и другие, откуда мне знать. Думаю, дело в том, что все понимали характер этого труда, как частное мнение по частному вопросу, в "обличении" не нуждающемся.
А высказывать свое мнение - не грех, полагаю.

>"К удивлению многих, епископ Рязанский Кассиан стал заступаться за еретиков, в особенности – за своего старца Исаака Белобаева, которого привезли на Собор с Соловков. Более того, Кассиан стал хулить книгу преп. Иосифа, но вскоре за это последовало вразумление: епископа хватил удар, у него отнялись рука, нога и язык. Парализованный иерарх был отправлен на покой в монастырь".

Думаю, неверно приводить такие вещи в подтверждение чего либо. Мы же не дикари или толтеки какие, считающие все непонятное знамениями. Если этот удар что-то и значит, то не нам дерзновенно судить что именно.

Кстати, если я верно понял суть Просветителя, он призывает уничтожить еретиков уже собственно после того, как они таковыми были признаны. Ведь там как раз упоминатся, что они пытались как раз защититься ссылками на слова святых учитилей Церкви. А Иосиф Волоцкий доказывает, что их можно и нужно именно истребить, а не принять так, сказать административные санкции.

>>Навроде следующего:
>>==========
>>И еще сказал Господь: “Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее... И враги человеку — домашние его”(Мф. 10, 34 — 35, 36.). Враги — это значит, что если отец, мать, или сын, или дочь отпадет от правой веры, подобает ненавидеть их и отвергать и избегать их, чтобы не погибнуть вместе с ними.
>>===========
>>Причем слово "ненавидеть" у Иосифа Волоцкого имеет вполне определенные последствия, типа пыток и казни ...
>>Как Вы думаете, разве про это говорил Господь?
>
>Есть и такие евангельские слова Лк.14,26:
>"если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником".

>Ваша же интерпретация мысли прп. Иосифа Волоцкого остается на Вашей совести.

Видите ли, Господь учит возненавидеть не людей как таковых, а грех от них исходящий.

У прп. Иосифа же слово "возненавидеть" имеет совершенно прикладной смысл, мне кажется это не нуждается в доказательствах. Собственно сам смысл его послания состоит в доказательстве что таковую ненависть нужно перенести с ИДЕОЛОГИИ пропагандируемой этими людьми на САМИХ этих людей, причем последних необходимо убить.
Как первый, так и второй смысловой переход мне представляется совершенно противоречащим духу Евангельской истины.

В общем, по сути - "Просветитель" статья смешанного характера и церковного и сыетского, прп. Иосиф выступает в роли не только как пастырь, а еще, скажем, министр госбезопасности. Т.е. именно попытки оценить ее только как духовную литературу ведут в тупик, если от этого уйти все становится на свои места.

>>Далее, он постоянно ссылается на Иона Златоуста.
>>===========
>>Великий Златоуст свидетельствует, что не следует или ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик,
>>===========
>>а дальше идут домыслы, мол имелось-то ввиду нечто ограниченное, а так вообще следует еретиков истреблять...
>
>Это Вы решили, что домыслы?

Да, я. Ибо то, что процитировано я в трудах Иоанна Златоустого видел, но без таких вот, как приводит Иосиф Волоцкий уточнений. Если вы такое видели - сообщите пожалуйста где можно убедиться.

>Действительно, разве говорил Иоанн Златоуст о том, что не подобает царям, князьям и судьям земным убивать еретиков?
А еще он не упоминал программистов. Т.е. и мне можно?
Он говорил по "нас", имея ввиду православных. Кого он еще мог иметь ввиду?
Если же по какой !служебной! надобности царю надо убить еритика - это другое дело. Возможно именно это и имел ввиду прп. Иосиф. Но к учению церкви это убийство имеет отдаленное отношение. Практически никакого.
Как должностое лицо Царь или еще кто, уполномоченный, может убивать кого надо - но именно как вредный для государства элемент, еретик там или не еретик - дело как минимум второе.

>Вы наверное не заметили, что эти цитаты прп. Иосиф Волоцкий приводил не как подтверждение своей мысли, а просто показывал, что они говорят о другом. Повидимому этими цитатами его долбили защитники еретиков.

Интересно, а так ли надо было их вырезать, если они уже сознались?...

>>резюмируя скажу - Господь судья преподобному Иосифу, ему лучше знать, можно ли было так говорить ТОГДА. наверное можно.
>>Но считать это частью церковного учения и ссылаться как на руководство к действию нельзя.
>
>А издатели "Просветителя" на русском языке (Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994г.) считают:

Прп. Иосиф подводит теоретическую базу под резню. Впрочем, как я уже сказал характер "Просветителя" смешанный, там действииельно есть и то, о чем говорят издатели.

>>Кроме того, если принять Просветитель как есть - обязанность верных христиан немедленно пролить реки крови...
>
>Увы, увы, увы, мы лишились православного царства.
Т.е. как только оно установится, Вы наточите топор - и за дело?

Будьте здоровы и с Богом! Николай.