От Владимир Урусов
К Аркадий  
Дата 21.07.2000 09:34:08
Рубрики Прочее;

Re: P.S./ суть...

 
>Примерно такого ответа я и ожидал. Именно таково  классическое западное толкование этого стиха, идущее от Августина.  Но именно оно мне и непонятно, даже в Вашем объяснении (причем дело здесь, кажется, не в  образности, а именно в  неточности). Если родители при соитии впадают в страстное состояние (т.е. принимают соответствующие помыслы), тo это их личный грех (т.е. в своей мере каждого из них) и в нем они должны каяться на исповеди. Допустим, прежде чем они успели покаяться, эти их грехи уже передались ребёнку (т.е. эмбриону). Но при чем здесь Адам и его грех? Не говоря уже о том, что если супруги при соитии страстных помыслов не принимают (что хоть и трудно, но в принципе возможно) и целью соития  является зачатие, то они и греха не совершают. Иначе что бы значили слова «ложе непорочно» в чине венчания? По Августину, конечно, супружеское ложе  "непорочным" быть в принципе не может.
 
 
 
Вы путаете личный грех и первородный.
 
 
Мне думается Ваши недоумения  разъяснит  преп.Максим Исповедник.
 
Хорошо было бы если бы Вы прочитали этот 21 вопрос вместе с комментариями (схолиями) из этой книги. И еще — перечитывайте время от времени богословские статьи на сайте xopoc.narod.ru,  это очень сильные статьи — они на несколько порядков сильнее чем все  либеральное богословие, прикрывающееся  авторитетом восточных Св.Отцов.
 
Я сам месяц  глубоко  вникал в статьи свящ.Петра Андриевского и о.Феофилакта — много думал и перечитал на эту тему. У бл.Августина были некоторые  ошибочные теории — вроде предопределения, но он в них покаялся перед смертью и потому его не осудили  как еретика Оригена, а в остальном  он  (св.Августин) вполне православный.
 
 
 
«Творения Преп.Максима Исповедника» Книга 2, Мартис, 1993г.
 
 
«Вопросоответы к Фалассию»
 
 
Вопрос XXI (21).
 
 
"… Поскольку первый человек, получив бытие от Бога и произойдя [от Него], по самому происхождению [своего]  бытия был свободен от тления и греха, ибо они не были созданы вместе с ним, то когда он, преступив заповедь, согрешил, то вследствие этого и был осужден на рождение, возникшее через страсть и грех. А потому грех в [явившейся] из-за него страстности имел происхождение уже как бы по закону природы. В силу этой страстности  никто не безгрешен, ибо [всякий]  по природе подлежит закону рождения, введенного по причине греха после [первоначального]  происхождения.
 
Итак, через преступление [Адама]  вошел в естество человеческое грех, а через  грех -  страстность по рождению. А так как вместе с этой страстностью рождения процветало через грех и первое преступление, то для естества [человеческого], неразрывно связанного по своей воле лукавыми узами, не было надежды на спасение. Ибо чем  более оно усердствовало в укреплении себя через рождение, тем более оно связывало себя  законом греха, обладая действенным  преступлением  вследствие  страстности.  Ведь содержа в самой страстности,  по причине  естественно-принудительных  обстоятельств, умножение греха, оно в силу [гнездящегося]  в страстности  родового греха подверглось воздействиям всех небесных сил, начал и властей, [проявляющимся]  через неестественные страсти и сокрытым в естественных страстях; посредством них действовала  всякая лукавая сила, по страстности естества побуждая волю через  естественные страсти [обратиться] к тлению неестественных страстей.
 
"
 
 
В.