От Евгений
К Аркадий  
Дата 24.07.2000 00:30:46
Рубрики Прочее;

Re (2): Ещё об учении Осипова. Дополнение о.Феофилакта

>Плоть Спасителя была сразу же обожена, то есть с момента самого зачатия Богоматери, приведения её в бытие.  
 
—————-
 
>Крайне важная мысль.
 
 
Мысль, конечно, важная, но не крайне, так как общеизвестна. По крайней мере, я не встречал, чтобы кто-то ее оспаривал.
 
 
>из главных выводов из рассуждений профессора. А второй : — воля человеческая противилась Божеской. Что в принципе профессор и утверждает, когда разъясняет Гефсиманское борение, как противоречие и борьбу воль. Это откровенная ересь.  
 
 
Это откровенно смешно. Смешно, потому что о. Феофилакт совершенно не различает волю природную и волю ипостасную. Впрочем, этим грешат все оппоненты. Я встречал подобные пассажи и у о. Андрея. О какой воле говорит о. Феофилакт? Если о воле природной, то все правильно. Человеческой природе свойственен естественный страх смерти, и этот страх смерти — неукоризненный, безгрешный. Его и проявляет Спаситель в Гефсимании, что подробно разъясняет преп. Максим в «Диалоге с Пирром». А вот в Его ипостасной воле не было никакого борения, что сотавляет основу греха и что проявляем мы, когда нас охватывает страх смерти. Страх смерти, как самый последний предел «стесненности» (систола) человеческого естества по выражению преп. Максима, Христос воспринял на себя добровольно.
 
 
>Человеческое естество воспринятое Спасителем в принципе не может быть таким, каким оно стало у Адам по грехопадении.  
 
 
>А вот это утверждение весьма рискованное.
 
 
 
Это не просто рискованное утверждение. Если бы о. Феофилакт немного бы читал богословскую литературу, то не рискнул бы так явно выразить общеизвестное кредо монофизитства — утверждение о том, что Христос воспринял какую-то иную отличную от нашей природу. Короче, вывод такой. Проф. Осипов и о. Андрей, конечно, в терминологии иногда путаются (что объяснимо — вопросы сложные), но все это движение оо. Петра и Феофилакта — сущая ересь, происходящая частью от незнания, а частью уж не знаю от чего.