От Владимир Урусов
К Евгений  
Дата 28.07.2000 13:17:55
Рубрики Прочее;

Re (2): Различие между догматической и нравственной точкой зрения на христологию.

>Cлово о подвижнической жизни. Преп.Максим Исповедник.  
 
 
 
>>Очевидно, что Осипов, Кураева, Евгений и прочие заблуждающиеся  спекулируя теологуменами, пытаются  выдать нравственную точку  зрения на христологию (искупление понимаемое как «исцеление»)  за догматическую. То есть опять  тоже самое смещение  разных понятий, подмена, подтасовка — одним словом говоря  ложь.  
 
 
>Так вот, к Вашему сведению, нравственность следует из догматики, а не наоборот. Понимая искупление нравственно и не видя, как эта нравственность вытекает из догматики, Вы и впадаете в ересь, которая, по существу своему, и заключается в подмене догматических начал нравственными. Это все тот же варлаамизм и болезни католичества. Вы тут нам их раскрыли в своих сообщениях во всей красе.
 
 
 
Почему вы решили, что я понимаю искупление исключительно нравственно? Вы путаетесь — нравственно-аскетическими творениями св.отцов о первородном грехе является например приведенный отрывок (что следует из комментария — прочтите еще раз внимательно). А догматическим определением — является определение блаж.Августина о первородном грехе, который он базирует на словах Священного Писания . А вот вы видите только это исцеление -нравственный  аспект — почему и называется ваша вместе с Осиповым и Кураевым  концепция «физиологической  медицинской теорией исцеления».  Вообщем чтобы вы разобрались, подитожу:  ДОГМАТИЧЕСКИЕ писания св.отцов (и соотв. догматика) отвечают на вопрос — ЧТО  произошло?  А  нравственно-аскетические  - КАК это произошло? Что произошло? — Искупление. Как это произошло? И тут св.отцы начинают раскрывать изнутри — об исцелении. И есть конечно небольшие исключения — например когда надо было разработать вопрос о природах, действиях, энергиях Господа Иисуса Христа в одной ипостаси. Но опять таки — это делалось для защиты от еретиков, т.к. еретики начали искажать учение Церкви.
 
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ для нас православных (не знаю как для вас — еретиков)  - это НЕПРЕРЕКАЕМЫЙ  АВТОРИТЕТ.
 
 
 
Ну раз нравственность следует из догматики, значит догматика (слово Божие, Писание) первично. «Вначале было Слово».
 
 
Еще раз прочтите отрывок:
 
«Если в догматических сочинениях  истолкование христологии более всего (но не исключительно)   покоится на тех или иных изречениях  Св.Писания, которые по справедливости считаются несомненными  показателями истины, то в нравственных — на первое место  чаще всего выдвигается  самая жизнь  Основателя христианства,  как воплотившая  в себе идеал совершеннейшего пути ко спасению»  (Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма  по творениям  восточных писателей-аскетов  IV века. Казань, 1899, с.114)."
 
 
ДОГМАТИКА  покоится на ИЗРЕЧЕНИЯХ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ, которые по справедливости считаются НЕСОМНЕННЫМИ  ПОКАЗАТЕЛЯМИ  ИСТИНЫ.
 
А вы искажаете Святое Писание (начинаете придумывать иные переводы — стыда  у вас нет).
 
Написано Искупление — значит это есть искупление, а не исцеление.
 
А с нравственно-сотериологической точки зрения можно искупление рассматривать как исцеление нашей природы. Так на чем же покоится догматика?
 
 
«В данном случае христология  рассматривается  с нравственно-сотериологической точки зрения. Как отмечает П.Пономарев, »святоотеческая христология представляет из себя замечательно обдуманное истолкование воплощения Сына Божия и искупления рода человеческого крестом Христа Спасителя. Одинаково встречаясь и в догматических, и в нравственных творениях св.отцев, эта христология тем не менее неодинаково раскрывается под пером богомудрых мужей: судя по тому, с какой точки зрения смотрят св.отцы  на христологию — с догматической или нравственной — форма ее раскрытия принимает на себя ту или иную особенность, хотя содержание везде остается тождественным самому себе. Если в догматических сочинениях  истолкование христологии более всего (но не исключительно)   покоится на тех или иных изречениях  Св.Писания, которые по справедливости считаются несомненными  показателями истины, то в нравственных — на первое место  чаще всего выдвигается  *самая жизнь"  Основателя христианства,  как воплотившая  в себе идеал совершеннейшего пути ко спасению"  (Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма  по творениям  восточных писателей-аскетов  IV века. Казань, 1899, с.114).
 
 
 
 
 
В.