От полковник Рюмин
К All
Дата 02.08.2000 22:07:35
Рубрики Прочее;

Памяти мучеников

Чтец Георгий немного замешкался с повторным опубликованием полностью Слова свт. Иоаннв (Максимовича). С удовольствием делаю это за него. Дореволюционная орфография мною переправлена на нынешнюю, россиянскую.
 
 
«Православная Русь», № 12,  1994 г.
 
 
Памяти мучеников
 
 
Слово Преосвященного Иоанна, Епископа Шанхайского,
 
произнесеиное перед богослужением об упокоении душ
 
Государя Николая II и с ним убиенных.
 
 
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
 
 
Св. Церковь завтра (4/17 июля) прославляет свят. Андрея, епископа
 
Критского, творца Великого покаянного канона, а мы собрались, чтобы молиться об упокоении души Царя-Мученика и иже с ним убиенных. В России также ежегодно собирались русские люди в храмы в день св. Андрея Критского, но не того, который прославляется завтра, а преподобномученика Андрея, замученного за исповедание Христа и правды Христовой. В этот день преподобномученика Андрея в России люди с радостным чувством собирались блогодарить Господа эа чудесное спасение государя Александра I (1 в Борках 17 окт. 1888 г. Во время его путешествия произошло страшное крушение поезда, все вагоны были разбиты кроме одного, в котором находился царь со своей семьей.
 
Так в день преподобномученика Андрея Критского, замученного врагами Христа и Его Церкви, был спасен наследник, впоследствии государь Николай Александрович и так же, в день свят. Андрея Критского, — мирно окончившего свои дни на земле, Государь был убит безбожниками и изменниками. В день преподобномученика Андрея Россия прославляла и празднуемого в один день с ним пророка Осию, предсказавшого воскресение Христово; в их честь строились храмы, где народ русский благодарил Бога за спасение Государя. А через 30 лет, в день свят. Андрея, учившего о покаянии, Государь был умерщвлен на глазах всего народа, не сделавшего даже попытки его спасти. Это тем более страшно и непонятно, что государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты царей, которых знал, любил и почитал русский народ.
 
Царь-Мученик более всего походил на царя Алексея Михайловича Тишайшего, но превосходил его своей непоколебимой кротостью. Россия знала Александра II Освободителя, но царь Николай II освободил еще больше народов из братского славянского племени. Россия знала Александра III Миротворца, а государь Николай II не ограничивался только попечением о мире в свои дни, но сделал крупный шаг к тому, чтобы все народы Евролы и всего мира жили миролюбиво и разрешали свои недоразумения мирным путем. С этой целью, по бескорыстному и благородному личному почину его, была созвана Гаагская конференция. Россия восхищалась Александром I и назвала его блогословенным за то, что он освободил Европу от чуждой власти одного человека. Государь Николай II, в условиях во много раз более трудных, восстал против такой же попытки другого человека распространить свою власть на чуждый ему по крови и вере славянский народ и в защите его проявил стойкость, не знающую компромиссов. Россия знала великого преобразователя Петра I, но если припомнить все преобразования Николая II, то мы не знаем, кому отдать предпочтение, причем последним прео6разования были проведены более внимательно, обдуманно и без резкости. Иоанна Калиту и Иоанна III Россия знала как собирателей России, но до конца довел их дело государь Николай II, когда в 1915 г. вернул России, хотя и на краткое время, всех ее сынов. Государь всероссийский — он первый и единственный был царем всерусским. Его внутренний, духовный, нравственный облик был так прекрасен, что даже большевики, желая его опорочить, могут упрекнуть ето только в одном — в набожности.
 
 
Доподлинно известно, что он всегда начинал и заканчивал свой день молитвою. В великие церковные празднества он всегда приобщался, причем иногда смешивался с народом, приступавшим к Великому Таинству, как это было при открытии мощей преп. Серафима. Он был образец целомудрия и глава образцовой православной семьи, воспитывал своих детей в готовности служить русскому народу и строго подготовляя их к предстоящему труду и подвигу. Он был глубоко внимателен к нуждам своих подданных и хотел ясно и близко себе представить их труд и служение. Всем известен случай, когда он один прошел много верст в полном солдатском снаряжении, чтобы ближе понять условия солдатской службы. Он ходил тогда один, и тем ясно опровергаются клеветники, говорящие, что он боялся за свою жизнь. Если Петр I сказал: «а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы Россия», то государь Николай Александрович поистине, можно сказать, исполнил это. Говорят, что он был доверчив. Но великий отец Церкви свят. Григорий Великий говорил, что чем чище сердце, тем оно доверчивее.
 
Что же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни Государю?
 
 
Она отплатила ему клеветою. Он был высокой нравственпости — стали говорить об его порочности. Он любил Россию — стали говорить об измене. Даже люди близкие Государю повторяли эту клевету, пересказывали друг другу слухи и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других, слухи ширились, и начала оxладевать любовь к Царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности, и во имя якобы спасения России, стали говорить, что надо отстранить Государя. Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего Царя, и в страшную минуту во Пскове он остался один. Близких нет. Были преданные, но и их не допустили. Страшная оставленность Царя... Но не он оставляет Россию, Россия оставляет его, любящего Россию больше своей жизни. Видя это, и в надежде, что его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшаяся страсти народные, Государь отрекается от престола. Но страсть никогда не успокаивается, достигнув желанного, — она разгорается еще больше. Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест Государя, и дальнейшая события были неизбежны. Если оставить человека в клетке со зверями, то рано или поздно они его растерзают. Государь был убит, и Россия молчала. Не раздалось ни возмущения, ни протеста, когда совершалось это страшное злодеяние, и это молчание есть великий грех русского народа, совершенный в день свят. Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, читаемого Великим Постом...
 
 
Под сводом екатеринбургского подвала был убит Повелитель Руси, лишенный людским коварством царского венца, но не лишенный Божиею правдою священного миропомазания. Все цареубийства в истории России были произведены кучкой людей, но не народом. Когда был убит Павел 1, народ и не знал об этом, а узнав, долгие годы приносил к его гробу сочувствие и молитвы. Убийство Александра II вызвало в России бурю возмущения, которая оздоровила нравственное состояние народа, и это сказалось в царствование Александра III. Народ остался чист от крови Царя Освободителя. Здесь же весь народ виновен в пролитой крови своего Царя. Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех, третьи не помешали. Все виновны, и поистине мы должны сказать: «Кровь его на нас и на детях наших». Измена, предательство, нарушение присяги на верность царю Михаилу Феодоровичу и его наследникам, пассивность и окаменение, нечувствие — вот из чего русский народ сплел тот венок, которым увенчал своего Царя.
 
Сегодня день скорби и покаяния. Почему, спросим мы, Господь спас Царя в день Андрея Мученика, и не спас его в день другого Андрея — учителя покаяния? С глубокой грустью отвечаем: да, Господь мог чудесно его спасти и в этот день, но русский народ этого не был достоин.
 
Государь теперь принял мученический венец, но это не оправдание нам, не уменьшение нашей вины, как не оправданы, а еще сильнее обвинены Воскресением Христовым Иуда, Пилат и Каиафа и те, которые требовали от Пилата убийства Христа.
 
 
Великий грех поднять руку на помазанника Божия. Когда царю Давиду принесли известие об убийстве Саула, то он велел казнить вестника, хотя он не принимал участия в убийстве, но только поспешил принести эту весть и приписал себе убийство царя. Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной.
 
 
В скорби мы говорим «кровь его на нас и на детях наших».
 
Но будем помнить, что это злодеяние всего народа совершено в день свят. Андрея Критского, зовущего нас к глубокому покаянно. Будем помнить, что нет такого греха, которого нельзя смыть покаянием. Но покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, баз оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого его начала.
 
После спасения Царской семьи в Борках была начертана икона с изображением святых, имена коих носили члены Царской семьи. Быть может, придет время, когда не только небесные покровители их, а сами Царственные Мученики будут изображаться на иконах в память вспоминаемого события. Но теперь мы будем молиться о6 упокоении их душ и будем просить у Господа глубокого слезного покаяния и прощения для себя и для всего русского народа.
 
 
«Церковная жизнь» №8,1934 г.