От Аркадий
К Пётр  
Дата 10.08.2000 15:48:30
Рубрики Прочее;

Re (7): о Солженицыне/ Петру

>У Солженицына получается какая-то картина, полученная как бы
 
фотографическим способом, холодный объектив случайно захватывает грязную стену, тараканов и чьи-то глаза... Автор не разделяет ни зерен святости, ни плевел между собой более, чем это делает диафрагма фотоаппарата изменяя контрастность снимка. Автор не столько в стороне, не столько беспристрастен к этой жизни, смешивающей эти
 
зерна, сколько он вне этой жизни.
 
——————-
 
Все так, если бы не было финала, когда до него, наконец, «доходит»:
 
///////////
 
Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и  за обзаводом не гналась;  и не бережна'я; и  даже  поросенка  не держала, выкармливать  почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и  самый повод вспомнить  Матрену  выпал  —  некого  было  дозвать  огород вспахать на себе сохою).
 
     И  даже  о  сердечности  и  простоте  Матрены, которые  золовка за  ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.
 
     И  только тут —  из  этих неодобрительных отзывов  золовки  —  выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.
 
     В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А  у нее не было. Что может  быть  легче  —  выкармливать жадного поросенка,  ничего  в  мире  не признающего, кроме еды! Трижды в день варить  ему, жить для него —  и потом зарезать и иметь сало.
 
     А она не имела...
 
     Не  гналась за обзаводом... Не выбивалась,  чтобы купить вещи  и  потом беречь их больше своей жизни.
 
     Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
 
     Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав   свой   общительный,  чужая  сестрам,  золовкам,  смешная,  по-глупому работающая  на  других  бесплатно,  —  она  не  скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...
 
     Все мы  жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
 
     Ни город.
 
     Ни вся земля наша.
 
 
             1959-60 гг. Ак-Мечеть — Рязань
 
///////////
 
Вся сила этой вещи для меня именно в контрасте между безразличием (пусть так) наблюдателя, о котором Вы писали, и его прозрением, оплаченным смертью праведника.
 
 
Впервые м.б. после Достоевского, Солженицын показывает динамику нравственного переворота в человеке. Тот же самый путь прозрения (только более этапный) показан и в «Архипелаге» — если подойти к этой вещи как к  литературному произведению, а не просто документальному свидетельству. И нигде в мировой литературе, кроме русской, эта христианская тема внутреннего изменения в человеке, не является с такой силой.