Все падения такого рода совершаются от незнания Христианства из-за беспорядочного собирания ото всюду случайных ответов на случайно возникающие вопросы, что называется, "по ходу жизни", то есть, следуя бесовским наветам, которые всегда бросают человека в какую-нибудь крайность - отчаяние, богохульство или наоборот преувеличенную до беснования ревность по вере, псевдорелигиозный экстаз.
Св. Феофан Затворник:
"Книги за книгами прочитываются, толки за толками выслушиваются. Голова набивается образами и мыслями многими. В таком состоянии очень легко увлечься ветром ложных учений, заблудиться и пребывать в заблуждении.
Иной скажет: я сам дошел до выводов, не сходных с христианством. Сомнительно. Вероятнее, что попалась чужая, противоречащая христианству книжка, прочитал и сбился с толку. Сбился же с толку потому, что неведущему правды и обманчивые вероятности кажутся делом, а проверить ложное показание и выслушать противоположную ему истину недостало охоты, по равнодушию: схватил призрак и, думая, что обладает истиною, доволен.
Иных увлекает страсть к «самостоятельным» воззрениям, а сию «самостоятельность» меряют они независимостью от христианского учения, отчуждением от него, противлением ему. И это опять от незнания Христианства, которое одно дает опору самостоятельности".
Очень простое, но строго последовательное, упорядоченное описание всех духовных состояний Христианина есть в книге Св. Феофана Затворника: "Путь ко спасению".