От Игорь П. (2)
К Администрация (Александр Килим)
Дата 02.08.2005 13:35:19
Рубрики 11-19 век;

Модератору форума Александру Килиму.

///Хочу Вам заявить, что инструментальная музыка (любая) в богослужениях Православия не используется.///

Уважаемый Александр Васильевич, я весьма далек от идеи использования инструментальной музыки в богослужении Православной Церкви. В данном случае речь идет об инструментальных обработках некоторых богослужебных произведений для прослушивания вне храма, вне богослужения, например в домашней обстановке. А что Церковь никогда не налагала никаких прещений на подобное и не считала это профанацией, можно видеть, например, из писем свт. Феофана Затворника, который исполняя церковные песнопения акомпанировал себе на фисгармонии. Вот некоторые из этих писем.

1872 – 73гг.

«Милость Божия буди с Вами!
…Писал я Вам с неделю назад, что гуделка (фисгармония — ред.) не едет. — Приехала; гудит добре. Все гудки дают очень приятные звуки. А какие есть аккорды — прелесть: всё бы слушал. — Я всё один гуду. Показать некому. С. М. (гугнявая) уехала. Красавица А. не играет на этом инструменте. Она может указать только азбуку по-фортепианному… Всяко я не отчаяваюсь. Понемногу навыкну. В печатном руководстве написано, что всякий сам должен изучить свою гуделку. Я это и делаю. — Уж разобрал: «Коль славен наш Господь в Сионе» — на одну руку. Это только слова… Спотыкаюсь, а все до конца доведу… Вторую же руку никак не подлажу… Не вдруг.
Очень Вам благодарен, что приняли на себя труд купить мне эту вещицу. От души благодарен. Она будет расхолаживать голову…»

«…За одним дело стоит — уменьем гудеть. Я, впрочем, не дожидаюсь этого и задуваю, на чем свет стоит. — Надо опасаться, как бы не разбежались монахи, от ужаса, шумом моим и громом причиняемого.
Механизм игры весь разобрал. Дело стоит за навыком рук… их и школю теперь. «Коль славен…» — первую строку учу. Все исправно идет — но вдруг пальцы не знать куда махнут — и выходит уже настоящее рычанье.
Побольше надо пьес, а то с одною, полагаю, скоро соскучает. Красавица А. как села, так и начала играть складно. Руки и пальцы на свое место так и ложатся; только ноги еще не привыкли. Она мне показала все, как чему быть. Придется учить азбуку. Чтобы наломать руки.
Купить что? — Я думаю побольше пьес. Прислали только коротенькое руководство, да «Коль славен наш Господь…» Так, пожалуйста, как будете в Москве, закупите все церковные ноты… все духовное... и чужое — католическое. — И из светских — что-нибудь печальное только… от чего заплакать могут другие (но не я, разумеется). Равно покупать-то… Вы, верно, знаете, какие хороши. Только бы всё можно было играть на нашем инструменте…»

«…Получил ноты и чеботы. Благодарю за все.
«Из-за облак…» — уже переложил. Выходит хорошо. — А «Слава в вышних…» — двухорное… что-то суковато выходит. Но присмотрюсь. — У меня откровение за откровением. — Давеча от обедни пришедши, пока-то обед… взглянул на ноты Турчанинова… и говорю: да дай-ка я посмотрю, как его ноты относятся к нашим церковным нотам. Его пьесы все оттуда… нота за нотою… И всю нашу нотную азбуку оттуда вызнал, так что теперь без переложений прямо на гуделке играю наши церковные ноты. Но пока это только для одной руки. Буду присматриваться, как у него подделана вторая… Да как это выходит просто и приятно. Дух радуется…

Ваш усердный богомолец
Е. Феофан».

(Святитель Феофан Затворник. Собрание писем.
Из неопубликованного. Москва, 2001г.)

Итак, одно из двух: или святитель Феофан занимался профанацией, или же тем самым страдают некоторые современные православные, по причине утраты верных понятий о данном предмете, что к великому сожалению вероятнее первого («профанация», от позднелат. profanatio, помимо основного значения - осквернение святыни, означает еще и искажение, извращение чего-нибудь, напр., идеи, учения).

Ко всему остается добавить, что письма эти святитель писал уже будучи на покое и живя в монастыре, при том готовясь к уходу в затвор (это по поводу Ваших воззрений на схимничество). Кстати сказать из содержания альбома видно, что не сам схимник занимается аранжировками, а другой человек. По всей вероятности и как можно догадоваться слушая песнопения, муз. сопровождение накладывалось уже после записи пения.

И еще, о «лжесхимниках». Всем мы чаем опрвдания на Страшном Суде и хотим, чтобы о наших поступках судили если не снисходительно, то по крайней мере справедливо, с должным рассмотрением дела. Но как только дело касается до суждения о ком другом, то мы рубим с плеча, произнося скороспелый и часто вовсе ни чем не обоснованный суд…Страшно!

Надеюсь на Ваше понимание и разрешение разместить заново удаленную Вами тему.

С уважением, многогрешный р.Б. Игорь.