От Павел Б.
К Владимир К.
Дата 18.08.2005 08:00:40
Рубрики 1941; Холмово;

Re: Человек из...

>>Время их уже после отмены
>>крепостного права так,что мне пока неясно не только,что читать,но и в какой стороне искать.Спрашивал у своих-
>>никто не знает.
>Уважаемый Павел! Сложность обсуждаемого вопроса видна и из Вашей ссылки на Шмелева. Я уже писал о безусловной спорности его произведений, поэтому просто приведу копии своих сообщений. Хочу только обратить Ваше внимание, что творчество Шмелева как бы в миниатюре отражает невозможность грубой прямолинейной оценки и повседневной жизни России и ее истории. Родину нужно просто любить.

>>Иван Сергеевич Шмелев,человек куда более благочестивый
>Уважаемый Юрий! Мне кажется, Вы не слишком удачно выбрали имя русского писателя. Даже в сравнении с Булгаковым биография Шмелева не дает повода безоговорочно превознести Шмелева в подразумеваемом Вами смысле. В юности, в студенческий период, Шмелев был настроен относительно православия весьма скептически. Первую его книгу не разрешил печатать сам Победоносцев. Одной из причин было, например, то, что Шмелев вставил порнграфические сцены мытья в финской бане. После этого Шмелев около десяти лет не писал, но когда писать начал, получился у него "Человек из ресторана" да "Гражданин Уклейкин", сплошь протестующие и революционно настоенные. Вот рассуждает человек из ресторана: "И уж потом я узнал, что есть еще люди, которых не видно вокруг и которые проникают все... И нет у них ничего, и голы они, как я, если еще не хуже..." Это имеются ввиду революционеры. А с особым сочувствием изображен сын Скороходова Николай, ушедший в революцию. И много еще чего революционного написал Шмелев. В то время Горький был для него "самым светлым, что встретил я на своем пути". Шмелев вместе с ним и его "Матерью" точно также идеологически участвовал в подготовке катастрофы России. Это уже потом все они прозрели, начали писать то, что писать надо было с самого начала - как "Лето Господне". А ведь революционизированные рассказы Шмелева до сих пор никто не отметает, и я не слышал, чтобы указали на их больший вред, чем у булгаковского романа.
>>Первую его книгу не разрешил печатать сам Победоносцев.
>Должен уточнить эти сведения. Первую свою книгу Шмелев напечатал сам на свои деньги, уверенный, что цензура разрешит ее распространение. Но цензура запретила продавть книгу в том виде, как ее напечатал Шмелев. Было достигнуто соглашение, что книгу можно будет продавать после изъятия около 30-ти станиц. Вот в таком виде она все-таки распростанялась.

>Один из участников форума не так давно, когда обсуждали творчество Булгакова, противопоставил ему как подлинно христианского писателя Шмелева. Как говорится, увы, у Шмелева есть, например, рассказ Человек из ресторана. Сын этого человека изображен Шмелевым с явной симпатией как типичный борец за народное счастье, смело критикующий всяческие там устои. В том числе этот симпатичный сынок говорит в одном споре, что Евангелие и годится только для того, чтобы заворачивать селедку - прости меня, Господи. Вот и дозаворачивались. Это уже в эмиграции было написано Лето Господне, а до этого у Шмелева ни ума ни чувства ценить то, что имел, не хватало. А вообще, Вы, конечно, подняли серьезный и многосторонний вопрос - когда и как не соглашаться с существующими условиями.

Уважаемый Владимир Леонидович!

Возможно,Вам покажется
удачной такая аналогия:в молодости человека влечёт
некий глобальный охват,он хватает и употребляет в
дело всё,что кажется выкрашенным ярмарочными цветами.
Войдя в возраст и приобретая жизненный опыт,он уже
равнодушнее к крикливому,тянет его к естественному.
И вот тогда,словно бы протрезвев,он начинает заново
изучать и описывать окружающий мир.

По моему скромному мнению,Шмелев явно старался как-то
затушевать свой максимализм,разумеется,он с сожалением
упоминает о своём разгуле в молодости.
Но,увы,подробнее ответить не могу,"Человек из ресторана" пока не читал,не с чем сравнивать.

Интересно было бы прочесть,о чём говорил Г.К.Победоносцев
со Шмелевым-студентом?
Как Вы думаете,он всё же писатель с православной душой,
а его ранние опусы(целых 30 страниц снято!)от незрелости
и можно бы,как и Победоносцев,допустить к прочтению,
исключив некоторые моменты.Почти у каждого есть такая
пора,как юность и её порывы позднее способны изрядно
смущать...Становится ли от подобного человек как бы с изьяном или всё же в порядке вещей?
Во Иисусе Христе,Господе нашем-р.Б.Павел.