|
От
|
Юрий Геннадьевич
|
|
К
|
Михаил Дворник
|
|
Дата
|
19.02.2006 05:22:20
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
Re: [2Юрий Геннадьевич]
>Не могли бы Вы дать ссылки на печатные издания, где можно почитать подробнее о солнце и луне на древнейших изображениях Распятия.
Из доступного сейчас можно указать на недавно переизданную работу:
Н. В. Покровский. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.:"Лига Плюс", 1999. - (На основе изд.: СПб., 1910, Синодальная типография).
Там же дается подробная библиография по вопросу, а в альбоме иллюстраций - рисунки некоторых интересующих Вас изображений.
Например, на стр. 270 - 273:
86. Распятие с Предстоящими. Миниатюра. X-XII вв.
88. Ампула из церкви Св. Иоанна г. Монцы. VI-VII вв.
91. Распятие. Оклад Евангелия. VII-VIII вв.
В этих трех случаях луна, вверху справа (по левую руку от Распятого), показана в виде плачущей женской головы с полумесяцем над нею, а солнце, вверху слева (по правую руку) - в виде мужской головы, с языками пламени вокруг нее, или с короной на голове.
93. Наперсный крест. VII-VIII вв.
94. Распятие. Эмалевый оклад Евангелия. X-XI вв.
В этих случаях использованы просто символы: над Крестом справа - полумесяц, слева - круг.
Позднее, видимо с XII-XIII вв., общепринятым стало изображать Ангелов Божиих вместо этих символов, что справедливо, поскольку натуралистичные символы могли становиться поводом для еретических толкований.