Простите, что встреваю, но меня эта тема заинтересовала не с исторической а с богословской точки зрения. Вы пишите "Всего-то нужно:разобраться, во зло или благо послужило России его правление." Думаю, что во благо. Но как бы не впасть в оправдание душегубства! Как бы не впасть в создание приукрашенного образа "доброго Иоанна Грозного". От этого точно пользы не будет!
Ведь кроме того, что он был душегубцем, он еще молился, церквей не рушил. А разве мы с вами не такие? Каемся и грешим, и снова каемся. Бог видит, что каемся и милует и исправляет то что мы наворотили.
>>Да, Павел, начитались Вы "вестников"...
>
>>Развернутый ответ я представлю чуть позже вечером.
>
>Бога ради,Михаил!
>Только не было у меня цели копаться в душе или грехах
>Грозного-Царя...Пост на дворе.
>Всего-то нужно:разобраться,во зло или благо послужило России его правление.Ссылки на исторические работы с раскрытием
>подоплёки его действий и связь с различными событиями.
>Только Карамзина не надо.
>Например,очевидно,что"опричный террор"при фактическом подтверждении имеет поверхностный и неглубокий подход.
>Возможная подоплёка-изоляция боярства в своих вотчинах(земстве)и получение свободных ресурсов для своих собственных планов.Но это лишь моё личное предположение.
>Что из этого вышло-мы все знаем,но к чему Царь стремился?
>Вот вопрос.