От Александр Килим
К Димитрий Зверев
Дата 19.06.2006 08:46:57
Рубрики Прочее;

А не гордынька ли это?

Дорогой Димитрий!

Раз уж, несмотря на призыв Администрации, тема все же получила развитие, позвольте мне, многорешному и недостойному, высказать свое мнение.

>Подскажите, пожалуйста, как, какими упражнениями развить в себе смирение, а веру сделать сильной и глубокой.

Вообще-то Православная Вера - это не "упражнения" и не "практики". Ваше сообщение напомнило мне евангельское повествование, когда некий юноша, подойдя к Спасителю, спросил Его, как иметь жизнь вечную. Иисус же ответил ему: "если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не кради; не прелюбодействуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нишим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и и следуй за Мною". (Мф.19:17-21).

Простите, дорогой Димитрий, но у меня, грешного, сложилось впечатление, что Вы, как Вам вероятно представляется, уже достигли достаточно больших духовных высот, и Вам осталось несколько "поупражняться" в смирении - и... цель достигнута.

>С постом всё более-менее понятно, так как очень много есть разъяснений о том, что такое пост, в чем его смысл, как правильно вести себя во время поста. А вот со смирением и верой не всё до конца ясно.

Боюсь, дорогой Димитрий, со смирением, как и с постом все не так просто. Пост - не есть только ограничение в еде, но и смирение одновременно. Если не ясно со смирением, то и не ясно с постом. Ибо оба эти понятия едины.

>Что такое правильное смрение, как его достичь, как себя проверить. То же и о вере. Получается, что это какие-то неуловимые качества, развитие которые человеку не подвластно, а только Богу.

Простите, дорогой Димитрий, но, на мой взгляд, в Вас говорит Ваша гордыня, Ваша самость. Вы, подобно евангельскому юноше стараетесь превознестись своими добродетелями, считая, что только осталось несколько "поупражняться", немного "проверить", своего рода "протестировать" (ах уж эти современные тесты - теперь уже на православность, на смирение, на веру и т.п... - технократические лжедуховные технологии проникли уже и внутрь православной ограды) - и "билет в Царствие Божие" у Вас в кармане. Боюсь, следующим тестом будет измерение какими-то приборами "уровня духовной энергетики" во время утреннего или вечернего правила... Упаси нас, Господи, от этого!

>Но должен ли человек быть пассивен и ждать милости и дара этих добродетелей? Ведь под лежачий камень вода не течёт. Так что же делать?!

Что Вы подразумеваете под термином "пассивность"? Тихо молиться, без истерик и трансов? Да. Так молились ВСЕ угодники Божии. И не были они "лежачими камнями" (даже если и лежали, молясь непрестанной молитвой на одре болезни). Боюсь, дорогой Димитрий, Вы стремитесь всех поразить своей особой духовной практикой. Не надо поражать. Это гордыня. Надо просто, без экстатики, осознавая свое недостоинство, свою греховность, просто молиться. Без всяких особенных "практик" и "упражнений". И вести "невидимую брань" (по слову Никодима Святогорца) ежечасно и ежеминутно, в т.ч. и во время молитвы...

Если же Вы считаете, что достигли молитвенных, или каких-то других духовных высот, - это, простите, искушение. Не ищите чего-то выше.

Знаете, я слыхал, послушника в монастыре с первых дней направляют не на клирос для пения, либо для чтения часов, либо для алтарничанья, а прямехонько на скотный двор. Там и вырабатывается чаемое Вами смирение. Думается, в мирской жизни подобных мест для "упражнений" в смирении тоже найти можно.

Простите, что может жестко Вам ответил. Бог видит, не желал я Вам досадить. Сам я премного грешнее Вас, но раз уж Вы настаивали, постарался быть с Вами откровенным.

Простите, если обидел.

Во Христе Иисусе,
р.Б. Александр Васильевич Килим