От Нил
К полковник Рюмин  
Дата 16.08.2000 06:48:43
Рубрики Прочее;

Гражданская

Здравствуйте, благодарю за приглашение!
 
 
> Как вы охарактеризуете участие старообрядцев в Гражданской войне?
 
Как малоизученное. Многие факты, названные вами, для меня в новинку, благодарствую.
 
 
С одной стороны, есть средняя позиция федосеевцев: “Как небо отделено от земли, так духовное отделено от гражданского; гражданские установления необходимы, и все справедливые законы необходимо не за страх, а за совесть исполнять” — на практике это выливалась в нейтралитет ряда общин, в первую очередь на Урале, тут вы правы (впрочем, старообрядческий г.Пугачёв дал нам Чапая; который судя по своей реальной смерти через блядство, как свидетельствовала мне одна из его сожительниц, старовер всё же не был; но кто-то из его бойцов всяко — комбат-старовер в 30-й Краснознаменной дивизии http://virlib.eunnet.net/books/victory/win/0102.html). С другой — царь  Николай до 1905 года притеснял все толки, и его закон «справедливым» вряд ли считался. С третьей — всегда существовали радикальные антигосударственнические толки вроде бегунов, да и среди традиционных староверов находились радикально настроенные, вроде Саввы Морозова, большевистского спонсора. В четвёртых — в правящем новоправославии существовал институт единоверия, да и белокриницкое согласие как наименее радикальное и наиболее централизованное вполне могло стать на сторону белых войск (пело же оно дифирамбы «некоторым правам, дарованным раскольникам» Государем 3 мая 1883 года http://www.glasnet.ru/~itotsky/freedom/laws/1-2.html). В пятых — новый, коммунистический строй открыто провозглашал богоборчество, которое вскоре староверы ощутили и в своём отношении, а не так, как чаяли — то есть в отношении лишь правящей церкви. В шестых — духовная оппозиция существовавшему госустройству это одно, а экономические интересы другое; на защиту своих богатств старообрядческое купечество просто вынуждено было вставать, ведь какие это были фамилии — Рябушинские, Морозовы, Гучковы, Шибаевы, Шелапутины, Солдатенковы, Кузнецовы, Бугровы, Остроуховц, Рязановы! Ну, это и без меня понятно. http://www.art.uralinfo.ru/LITERAT/UG/ug4/gonenia.html
 
 
> во время осады Соловецкого монастыря показало пример активной позиции старого русского Православия в выборе и защите с оружием в руках позиций добра
 
 
Мало того, это был первый пример воцерквлённого антицаризма. Сама смерть монарха Алексея Михайловича, попустившего резню в монастыре, произошла неблаговиднейшим образом через день после казней. А именно, свидетельствуют очевидцы, царь «изошёл на говно» :) Миль пардон.
 
 
> во флот, оказавается, призывали не только деревенских ваньков, эстонцев и латышей, но и городских старообрядцев
 
 
А, кстати, в бывших землях Эстляндии, Лифляндии и Курляндии (составивших современные Эстонию и Латвию) и по сей день находятся крупнейшие старообрядческие (а именно, поморские) общины, к одной из которых принадлежу и я. Очень возможно, что бради в матросы именно их, поскольку они хотя бы говорили по-нашенски. Общины эти, как правило, сельские.
 
 
Но матрос — это уже не крестьянин (кстати, гляньте определение этого слова у Даля на досуге). И революционер — это тоже не светоч благочестия. Так что, полагаю, большинство относилась к интересующим вас событиям примерно так:
 
«Многие старообрядцы всю эту революцию и последовавшие за ней гражданскую войну, голод, коллективизацию не без основания сравнивали с концом света, с приходом Антихриста. И попытались уйти от его сетей. В своем же доме зарывались в глубь, в землю, в подполье. Тысячи “бегунов” в это время прятались в лесах, возле Летки, на Печоре и Удоре. В скрытнях, куда ушла часть староверов, продолжалась жизнь: занимались рукоделием, чтением, переписывали книги, пели духовные песнопения и истово молились Богу перед устроенными здесь иконостасами. Как правило, такие подпольные молельни устраивали в домах более зажиточных крестьян. На Удоре, особенно в селах по реке Вашке, скрытни были чуть ли не в каждом селе. В некоторых из них обитало всего несколько насельников, а в иных их число переваливало за десяток, а то и другой.» http://www.mrezha.ru/vera/5/6.html
 
 
Надо сказать, что староверы получили ненадолго в 36-ом себе даже собственную область в Поволжье, не говоря уже о появлении своих «градов» у бегунов, так что однозначно нельзя говорить о притеснениях.
 
 
Но и совершенно обратная точка зрения, когда старовер — это всегда революционер, прозападна. Сравните:
 
«Низкая культура и стремление к свободе духа, успокоить который могла только глубокая вера, — эти черты русского народа, проявившиеся и в разгуле казачьего »воровского" войска во времена смуты, и в восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачева, и в фанатизме старообрядцев, одержав верх, вылились в жестокую и кровавую коммунистическую диктатуру." http://vs-homepage.nm.ru/bog.html#s13
 
 
Я же так скажу: старовер — это инволюционер. То есть, если эволюция — это шаг вперёд, революция — два шага, то инволюция — это шаг назад. Он должен быть сделан. Позади Христос. Впереди Апокалипсис.