От Вячеслав Мальцев
К All  
Дата 02.09.2000 17:35:41
Рубрики Прочее;

Православны ли православные интернет-форумы?

Нижеследующую заметку я опубликовал на форуме диакона А. Кураева. Не окажется ли она (с некоторыми коррективами) в чем-то полезной и для учасников Православной Беседы?
 
  
 
Дорогие отцы,братья и сестры.
 
Не торопитесь называть меня ретроградом и мракобесом. Я не против Интернета. Он — создание человеческое, а человек — Творение Божие. Православный островок Интернета может быть кое-кому и полезен..., но только если его содержимое — по-настоящему православно. Что же такое «польза» и «вред» с высоты святоотеческого православия!?Чтобы ответить на этот вопрос, надо прояснить цель Боговоплощения и Богоявления Спасителя. Она (эта цель) четко определяется в Символе Веры:"нашего ради спасения".А Св. Отцы разъяснили эту цель подробнее: Христос Бог воплотился для того, чтобы не только спасти, но и обожить человека (по благодати), для того, чтобы разорванных ранообразным злом чад Божиих собрать воедино в Его Церкви.
 
Итак полезно все, что способствует этой цели, а вредно то, что ей мешает.
 
Посмотрим теперь, насколько православные интернет форумы полезны для нашего личного спасения. Конечно, все зависит от форума. Такие худшие качества «светских» СМИ и профессиональной журналистики, как сенсационность, неразборчивость, всеядность, плюрализм и т.п. недопустимы на православном интернет-сайте. Если они там есть, то, сколько ни выноси в заголовок православных «шапок» ,- православия там нету! Потому,   что «кто не собирает со Мной — тот расточает». Бог — не источник зла; в православии нет вреда; — следовательно, там, где есть хоть какой вред для нашего спасения, там, по большому счету, нет православия. Или вы думаете, что смесь православия с неправославием — это тоже православие!?
 
Напомню, что сами интернет-форумы привнесены к нам с Запада.Там они, чаще всего, называются откровенно: «Chat»,т.е. в переводе «болтовня».Наши православные любители
 
«chat» думают придать им «благообразие» названием «конференция», «форум» и т.п.Но болтовня есть болтовня. Полезна ли она для личного спасения ? Неужто кто-то найдется и станет утверждать, что полезна? Болтун не думает о покаянии. Все его время отдано общению с другими болтунами.От того, что болтовня идет не по пустым вопросам, а по «божественным», ситуация не улучшается, но,  напротив, — становится еще страшней.Даже духоноснейшие из Св. отцов не дерзали говорить о божественном,если их не спросят. Говорить о Боге на сытый желудок или ради одного общения они считали безумием! Нынешние организаторы многих интернет-форумов позволяют себе это запросто.
 
А что позволил себе организатор, то, тем более, кажется позволительным участникам.
 
На одной из православных интернет страниц я видел даже такое: на кнопке, вместо"послать сообщение" написано: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь». Волосы встают дыбом!!!
 
Г.К. Честертон писал: «Где умный человек прячет лист? В лесу, под грудой других листьев.А труп? Под грудой других трупов». Если на таком гипотетическом но,увы, типичном интернет-сайте (о котором я говорю) и было нечто доброе и полезное, то оно оказывается погребенным под грудой «гнилых листьев». А само православие сайта — под грудой других трупов.
 
Мы перестали с трепетом относится ко многим словам! Церковь знает трех богословов: Св. Иоанна богослова, Св.Григория Богослова и Св. Симеона Нового Богослова. Сегодня же богословом называет себя (и считает себя!) не только каждый профессор, но даже и каждый мальчишка. Величают себя «богословами» и находящиеся вне Церкви, как, например г-н Голенков. Св. Отцы всегда говорили,что «богословствующий (по-настоящему) каяться не может». Что же говорить про суесловствующих под видом богословия!?
 
А какую пользу имеет вовлечение в «дискуссии» мусульман, иудаистов, представителей др. даже отчасти христианских конфессий? Иудеи слышали Моисея, слышали апостолов, а потом христианских апологетов (например,Св. Иустина Философа). Много кого слышали, кто лучше нас мог говорить о Боге и о православии.Католики и протестанты слышали Восточных Патриархов, слышали А.С. Хомякова, слышали Св. Илариона (Троицкого).И не услышали!!! Неужто услышат задорных мальчишек, что-то лепечущих на фоне своих фотографий!? Если мы чем и можем помочь привлечению к нашей истинной вере тех, кто ее не имеет, то уж, конечно, не разглагольствованиями в Интернете.
 
Есть единственный верный путь свидетельства о православии и проповеди о нем.Это собственный пример нашей святой жизни.Но, чтобы так свидетельствовать, надо сначала начать жить этой жизнью. А с ней несовместимы любые грехи, и даже погрешности, — в том числе и в слове, и в общении.
 
Я не против общения. Упаси Бог! Но все, что нужно для спасительного общения есть в Церкви. Любые средства общения, создаваемые (даже с благими намерениями) сверх того, вредны уже хотя бы только тем, что отвлекают человека от Церкви и Ее спасительных средств, из которых для большинства из нас на первом месте должны стоять сокрушение,покаяние, трезвение.