От Вячеслав Мальцев
К Вячеслав Мальцев  
Дата 03.09.2000 17:44:01
Рубрики Прочее;

Re:  Добавление : Православны ли православные интернет-форумы?

Дорогие отцы, братья, сестры .
 
  Публикуя свою заметку, я отнюдь не хотел решить поднятый вопрос, так сказать, в глобальном масштабе. Мое намерение было скромнее. А вдруг она поможет кому-нибудь правильно решить этот вопрос ДЛЯ СЕБЯ ЛИЧНО. Тех, кто успел пристраститься к Интернету, уже не переубедишь. Любая страсть видит образ врага в том, кто обозначает ее ,как страсть.Может, только в неопределенном будущем интернетофил на собственном горьком опыте познает тот вред, что он себе причинил( об этом вреде более подробно говорит о. Димитрий Каплун). Учиться на собственных ошибках — это тоже неплохо. Но более блажен тот, кто прислушивается к предостережениям от ошибок.
 
   Универсального для всех решения вопроса и быть не может. Св.
 
Василий Великий, Св. Григорий Богослов, о. Серафим Роуз умели
 
обогащать себя даже и языческой мудростью. Но когда им была дана эта
 
харизма? После отречения от собственного ума и воли, после
 
многолетнего УМСТВЕННОГО и ИНФОРМАЦИОННОГО ПОСТА. Спаситель обещал
 
СТОРИЦЕЙ вернуть каждому  то , от чего откажется христианин Его
 
ради. Силен Он вернуть Своему слуге и безвредную (и даже полезную)
 
возможность пользоваться Интернетом... в очищенном от всякого мусора
 
виде.
 
  Мы забываем , что в Христе, в его Церкви есть все то хорошее, что
 
привлекает нас в зрелищах, в  средствах информации — в чем угодно. Но
 
там оно — хорошее без малейшей примеси  дурного.
 
  Есть еще одна категория лиц, которым ПРИХОДИТСЯ пользоваться
 
интернетом по долгу службы. Пакость интернета обязательно приразится
 
и к ним, но поскольку они делают это не самовольно и не по пустому
 
любопытству — Господь поможет им очиститься от этих приражений.
 
   Те, кто действительно хочет быть православным!
 
Может быть вам поможет ответить (для себя) на поставленный в
 
заголовке вопрос следующая статья , опубликованная в
 
газете «ПОКРОВСКИЙ ВЕСТНИК» №1(2000)- приходская газета храма Покрова
 
Пресвятой Богородицы при СПбГТУ (настоятель протоиерей Александр
 
Румянцев).
 
 
         В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРАВОСЛАВИЕ?
 
 
Праздник Торжества Православия да совершится внутри каждого из нас.
 
 
  По данным опроса, проведенного в России в 1995г. Институтом
 
исследования общественного мнения, 50 процентов опрошенных твердо
 
назвали себя православными (см. газету «Православная Москва» №3, 1995). Заметим, что доля крещеных оказалась еще больше и составила 75%. Эти числа заставляют задуматься. Ведь если бы в нашей стране 50% населения было бы действительно православным (в полном объеме этого слова), то Россия бы уже твердо стояла на ногах, а не лежала полумертвой. Конечно, можно порадоваться тому, что вопреки многолетней атеистической пропаганде, половина народа заявляет о своем православии. Но также очевидно, что многие из нас понимают слово «Православие» в каком — то облегченном (минимальном) смысле.
 
Русское слово «православие» чудесно по своей емкости и имеет двоякий смысл. Во первых, оно обязывает нас иметь правое и спасительное исповедание веры, ни в чем не отличное от исповедания Св. Церкви. Не своелично и независимо, но только в вероисповедном единстве со всей Церковью можно правильно славить Господа. Но это только одна сторона. Чтобы быть православными мы должны еще и иметь право на то, чтобы непогрешительно славить Бога: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни» (Откр. 22,14). Оба эти аспекта находятся в неразрывном единстве. Одинаково неправославны «добродетельные» еретики, упорствующие в своем неправомыслии, и «теплохладные» христиане, чья вера правильна только теоретически, но, по большому счету, «мертва» (Иак. 2,20), т. к. не сопровождается соответствующими делами. Неправославны и те, кто теряет право на то, чтобы славить Господа, но скорее бесславит Его нарушением хотя бы одной из заповедей Божьих: «Ради вас имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2,24). В числе таковых на первом месте находятся «ревнители не по разуму», выказывающие тем или иным способом свою ревность о Боге, но с нарушением второй по значимости заповеди человеколюбия.
 
Согласно учению Церкви, изложенному Св. Феофаном Затворником «истинное православие состоит в том, чтобы исповедать Иисуса Христа Богом ВСЕДУШНО: умом, волею и сердцем». Св. Феофан вспоминает самого гнусного из еретиков – злочестивого Ария, отвергавшего Божество нашего Спасителя. Святитель убедительно показывает, что мы являемся отнюдь не православными, а самыми настоящими (житейскими) арианами, если исповедуем Божество Господа не всем существом своим, а только одной какой – либо силой души: например только умом, или только сердцем. "Ум имеет Богом Господа, когда беспрекословно приемлет все принесенное Им на землю…. учение…. Если кто не принимает чего из учения Христианского, или принимает не все, или… суемудрствует о том, — того ум… недугует арианством. Не то сие значит, чтобы противно было Господу знать и что другое, кроме Христианского учения, а то, что Христианское учение должно… руководить всем…, отвергая все, несогласное с ним в области других познаний… Кто действует иначе… — тот арианствует (умом).
 
Воля имеет Господа Богом, когда беспрекословно  подклоняет выю свою под иго Его Спасительных заповедей, — или когда терпеливо идет путем спасения, который учрежден Спасителем, не изобретая самодельных путей. Мы с вами выясняли однажды, в чем состоит этот путь. Повторяю вам: прияв Божественные силы в Таинствах и возгревая их через священодействия Церкви идти при Свете веры, путем заповедей под руководством пастырей. Кто действует иначе, — тот арианствует (волею)…
 
Сердце имеет Господа Богом, когда всецело прилепившись к Нему, Им единым услаждается, — и кроме Его, — только тем, что носит явный отпечаток Его лика и свойств… Не то сие значит, чтобы нам были непозволительны никакие удовольствия – эстетические и даже телесные. Нет. Непозволительно только отрывать сердце от Господа и прилеплять его к чему -либо кроме Его… Кто действует иначе… тот арианствует (сердцем)."
 
Задумаемся, братья и сестры. Нет ли среди нас (уверенных в своем Православии) бессознательных арин – например, больше Бога любящих жену (мужа), детей, имущество, телевизор, или имеющих иное пристрастие, в угоду которому мы уклоняемся от исполнения тех или иных заповедей Христовых?
 
        Другой великий  святой : преп. Симеон Новый Богослов учил, что православие заключается в том, чтобы веровать не только во Христа, но и Христу, т.е. всем словам Его. Мера нашего православия обнаруживается в исполнении заповедей Христовых. Согласно учению преп.  отца,  именно верность заповедям служит чертой разделения между верным и неверным, между истинно православным и православным только по имени.
 
Наряду с житейским «арианством» среди православных встречается и житейское «монофизитство». Напомним, что монофизитством называется ересь, осужденная на 4-м и 6-м Соборах и признающая только одну (Божественную) природу во Христе. При этом человеческая природа считается «поглощенной» природой Божественной.  Духом этой ереси без сознательного умысла заражены те, кто относится с религиозным отрицанием к реальной земной жизни, как к царству греха. В противоположности «арианину», житейский «монофизит» не страждет человекоугодием, но его ревность о Боге часто сопровождается утратой человеколюбия и, бывает, доходит до прямого человеконенавистничества. Таковы, например, дерзко поносящие своих архиереев некоторые «ревнители» чистоты православия из имеющих православные «шапки», но на самом деле монофизитских газет. Другим характерным примером являются «злые» постоянные прихожане, которые набрасываются с руганью на «новичка» в храме, если (как им покажется) он нарушит их «монофизитское» благочиние.
 
Следуя по стопам Св. Феофана, мы можем обнаружить в себе и другие «житейские ереси», т. е. неправославные жизненные установки. Например, несторианство. Так называется осужденная на 3-м и 5-м Соборах ересь, утверждающая разорванное (параллельное) действование во Христе Его двух природ: Божеской и человеческой. Частое среди мирян «житейское несторианство» характеризует внутренняя жизнь в двух чуждых друг другу планах: земном и небесном. Вот как об этом пишет православный мыслитель А. В. Карташов: «Их силы еще почти целиком поглощает… беспощадная машина… внерелигиозной жизни, вне которой не добудешь хлеба насущного, и люди по неволе живут в раздвоении, в двойной бухгалтерии, работая двум господам. И даже религиозно думают, что так и следует жить в двух мирах раздельно… И чем безнадежнее разделяют Церковь и остальную жизнь, тем считают себя православнее». Житейское несторианство нам всем хорошо знакомо. Сходил в церковь, потом на стадион или в ресторан, посмотрел телевизор, поиграл с компьютером, прочел вечерние молитвы, — и можно спать спокойно. Именно предвидя нашу склонность к подобному самообману, Господь предостерег: «Никто не может служить двум господам… Не может служить Богу и маммоне» (Мф. 6,24).
 
Существует и бессознательное житейское «иконоборчество». Считающий себя православным «житейский иконоборец» не выбрасывает в море иконы и мощи святых. Он может иметь дома иконы и даже благоговейно лобызать их. Его иконоборчество заключается в том, что он не хочет иметь в сердце ОБРАЗ Христа, как пример для подражания. Иконоборцу неприятны слова: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11,29). Иконоборец не хочет перестать быть гордым – как же ему захотеть стать смиренным? Чтобы скрыть от себя и других свое внутреннее неприятие смирения, он пытается заменить его смиреннословием и обманчиво — смиренным внешним видом. Вместе с Образом Господа нашего Иисуса Христа мы в своем тайном иконоборчестве уничтожаем (в своем сердце) и образы всех Святых. Жития их мы не читаем (или читаем, как сказку) и следовать их примеру мы не хотим. «Я не святой» — с фальшивым смирением говорит иконоборец, что в переводе значит: «Я не святой, и не хочу им быть». Для иконоборцев Святые как бы мертвы: имена их и иконы можно чтить, но лишь, как высеченные на надгробной плите. А что писал Святой, как он жил, какой «дом построил на камне» (Мф.7,24-27), — все это для нас, иконоборцев, не существует.
 
В христианстве присутствует и учение, и теория, и догматы, и обетования, и угрозы, и заповеди, но ни к чему этому в отдельности Православие нельзя свести, т. к. оно есть еще и истинная жизнь, и средства для этой жизни. Православие – это жизнь во Христе, чему научил нас другой великий Святой недавнего прошлого Св. прав. Иоанн Кронштадский. Обратимся снова к словам святителя Феофана: «Вот мы хвалим себя: Святая Русь, православная Русь. О когда бы навсегда остаться нам святыми и православными, — по крайне мере, любящими святость и православие! Какой верный залог несокрушимости имели бы мы в титулах сих! Но осмотритесь кругом… Православным даны и несомненно принадлежат обетования такие великие, что мыслью их исчерпать нельзя… Следовательно, православные, которые живут слабо, нерадиво, беспечно, поблажая похотям сердца и дурным обычаям мирским…, и через то лишающие себя обетованных им благ, обнаруживают такое неразумие и недальнозоркость, что для означения их нет подходящего имени на языке человеческом».
 
Пусть эти боговдохновенные устрашающие слова святителя Феофана послужат нам в преддверии Великого Поста путеводителем для строгой САМОПРОВЕРКИ качества православия нашего ума, нашей воли, нашего сердца и всей нашей жизни. Чтобы в нас возгорелся тот огонь, о котором Господь сказал: «Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» (Лк. 12,49). Чтобы мы в Светлую Седмицу смогли ПО ПРАВУ произнести слова молитвы о умножении любви: «Сердцем, мыслию же и душой, и всей крепостью своей да возлюбим Тя и искреннего своего, яко себе, и повеления Твоя храняще, да СЛАВИМ Тя всех благ Дателя».
 
 
 
Составлено по кн. "О православии с
 
предостережениями от погрешений
 
против него (Слова епископа Феофана)",
 
М. 1991. Составитель: Вячеслав М .