|
От
|
Пётр
|
|
К
|
Иван
|
|
Дата
|
08.09.2000 13:50:44
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re (3): А теперь о решающих правилах
>Вспоминаются в связи с этим слова митр Иоанна (цитирую по памяти) «патриоты, говорящие о своей любви к России, но отвергающие Православие, любят какую-то другую страну, ими самими выдуманную». Любить-то можно по-разному, можнг думать, что ты любишь Россию, а на самом деле любить языческую Русь или совдепию. Это так, и в части общественно-политических движений и их идеологий верно. Если говорить о конкретных современных людях, то их отношение к Православию не всегда исчерпывается возможностями «полностью отвергать», «полностью принимать», но есть и немало случаев, которые можно было бы назвать «быть равнодушным к делам веры», «быть безрахличным из-за незнания о вере» и еще много что так далее. Конечно же, в полной мере русский человек это человек стремящийся к Богу и пришедший к Церкви. Но русскость как душевные черты может быть проявлена в разной степени, во многом это вопрос не личных достижений, а личных устремлений. Поясню. Ты уже сказал, что какие-то черты русского склада души можно найти и в славянских племенах до их объединения в народ принятием Православия. В условиях отсутствия знаний о правильной вере в Бога религиозные стремления обращались к лучшим душевным качествам, определяемым духом человека. Это именно устремления, и, в условиях еще сокрытой Цели их, устремления Цели недостигающие. В полной же мере, конечно они развиваются в прямом следовании Богу, в Православии. Об этом говорим, например, свящмч. епископ Андроник: «...очевидно, мы Русские по природе своей, по складу своей души и прежде были близки к христианству; что и в язычестве мы молились неведомому нами Богу всеми своими добрыми душевными качествами ласковостью, миролюбием, добротою, отзывчивостью и всем, чем богата русская душа. Очевидно, и в пору язычества для нас начала духа были весьма высоки и ценны, и все прочее имело смысл более с этой стороны духа. А с принятием христианства жизнь одухотворилась в несравненно высшей степени, и народ русский скоро сделался христианнейшим, более христианским, чем какой-либо иной народ». С тех времен пройден большой путь развития душевных качеств народа. Они воплощались и в культуре, и в каких-то особенностях общества и взглядов на государство, на власть, более того уже и в молитвах русских святых, в том, что мы чувствуем (может и не понимаем) и называем Россией. Сейчас мы оказались во многом отброшенными назад (хорошо хоть не к временам язычества и полной разрозненности). Возрождение возможно в следовании идеалу во многом воплощенном нашими предками в называемом Россией (а это не только страна, территория...), значит и следованию Православию. Если человек чувствует эту Россию, стремится к ней, любит ее он русский. И если он оказался в таких условиях, что не осознает Православия, не ведает его, то эта любовь приведет его и к Православию.