От ivan
К Пётр
Дата 08.09.2000 20:36:12
Рубрики Прочее;

Re (4): А теперь о решающих правилах

> Если говорить о конкретных современных людях, то их отношение к Православию не всегда исчерпывается возможностями «полностью отвергать», «полностью принимать», но есть и немало случаев, которые можно было бы назвать «быть равнодушным к делам веры», «быть безрахличным из-за незнания о вере» и еще много что так далее. Конечно же, в полной мере русский человек это человек стремящийся к Богу и пришедший к Церкви. Но русскость как душевные черты может быть проявлена в разной степени, во многом это вопрос не личных достижений, а личных устремлений.
 
 
— С этим я согласен, определение, конечно же, неточное, не потому, что неверное, а потому, что определяет идеальный объект, тогда как на практике конкретного человека можно назать в той или иной степени относящимся к русскому народу.  Однако степень эта зависит отчасти и от происхождения, а в первую очередь — от воцерковленности.  Безверующий русскоязычный, тем не менее, по мне ближе к русскому, чем русскоязычный сатанист или католик.
 
 
> С тех времен пройден большой путь развития душевных качеств народа. Они воплощались и в культуре, и в каких-то особенностях общества и взглядов на государство, на власть, более того — уже и в молитвах русских святых, в том, что мы чувствуем (может и не понимаем) и называем Россией. Сейчас мы оказались во многом отброшенными назад (хорошо хоть не к временам язычества и полной разрозненности). Возрождение возможно в следовании идеалу во многом воплощенном нашими предками в называемом Россией (а это не только страна, территория...), значит и следованию Православию. Если человек чувствует эту Россию, стремится к ней, любит ее — он русский. И если он оказался в таких условиях, что не осознает Православия, не ведает его, то эта любовь приведет его и к Православию.
 
 
— Я бы назвал этот идеал русской государственности не Россией, а Святой Русью, скорее.  Но государственность — это одно из проявлений, так сказать, русского, православного мировоззрения в действии.  С тем же успехом можно говорить — «русский человек — это тот, кто любит русский язык», «русский человек — это тот, кто русскую литературу», «русский человек — это тот, кто русскую историю», , «русский человек — это тот, кто русскую науку» и т.п. — все это может привести человека к вере.  Первично же в этом, все равно, православность, (пусть православность неосознаваемая самим человеком — «у русского человека  душа — христианка»), это, вместе с поведенческими особенностями сложивших русский народ племен — главное, что позволило русским стать народом, что является стержнем нашего народа.  "Русский человек без Православия — дрянь" (Достоевский)
 
 
Что касается идеала государственности, то он может в тот или иной период для народа существовать лишь как идеал.  Сербы жили под турецким владычеством и могли лишь мечтать о своей государственности, о Сербии.  Мы можем в недалеком будущем сделаться народом, у которого собственная, православная государственность останется только в воспоминаниях отошедших в мир иной предков.  Тогда говорить о любви к России — это будет все равно, что говорить о любви к мечте, вряд ли это будет показателем русскости.  Тогда свою роль будут играть и любовь к своему языку, без которой можно утратить самобытность, связь со своим народом; и любовь к своим близким, проявляющуюся во взаимовыручке, поддержке своих соплеменников и единоверцев; и, конечно, главное, что будет скреплять русских по духу людей в один народ — это Церковь, Православие.