От свящ. Димитрий Каплун
К Лель  
Дата 06.10.2000 19:36:10
Рубрики Прочее;

Re (2): Жалость

Простите и вы меня.
 
Не соглашусь с Вами, что нет никаких аргументов, говорящих, в чем повреждена вера владыки. Алма-атинская история длилась с лишком два года и довольно подробно освещалась на страницах «Руси Православной» К. Душенова. Опубликованное на форуме письмо взято из последнего номера «РП» — www.rusk.ru. Если есть возможность, посмотрите их архивы. Весь конфликт начался как раз из-за того, что духовенство воспротивилось экуменическим поползновениям владыки. Он и молился с католиками, и ислам называл религией Откровения, много еще чего. Когда батюшки скромно так возразили, что эти высказывания и практика расходятся с православным вероучением, то подверглись прещениям «за досаждение архиерею». К сожалению, произошедшее в Алма-Ате не единичный факт. Подобные же прещения производил еп. Александр Рижский, отправивший в 92-м году священника в запрет за возражения на то, что тот ввёл лютеран в алтарь. Практику совместных молитв с инославными в храме св. Софии Новгородской поныне продолжает еп. Лев (Церпицкий) — ему сослужил католический священник. Немецкое кладбище вместе с лютеранской «епископшей» недавно освящал митр. Владимир (Котляров). Патриарх Алексий участвовал в освящении армянского храма в Петербурге вместе с Гарегином II-м, и т. д. и т. п. И это всё недавние примеры...
 
 
Так что речь идёт именно о _повреждении веры_ в среде епископата РПЦ МП. И Вы же не будете спорить, что именно из-за повреждения веры мученики и исповедники отступали от общения не только с местными епископами, но с целыми патриархатами (преп. Максим).
 
 
Закончу словами священномученика Кирилла Казанского (недавно, кстати, прославленного в лике новомучеников Архиерейским собором РПЦ МП). Или его слова не авторитетны для Вас? Между тем, замечу, что тогда еще и экуменической практики не было, однако ж, святой мученик нашел для себя достаточными основания отделиться от митр. Сергия только за его политику.  
 
 
Письмо митрополита Кирилла (Смирнова) к иеромонаху Леониду (1937г):
 
 
«По поводу Ваших недоумений относительно Сергианства могу сказать, что те же самые вопросы и в такой же почти форме были обращены ко мне из Казани десять лет тому назад, и тогда я отвечал на них утвердительно, потому что считал все сделанное митрополитом Сергием ошибкой, которую он сам сознаёт и пожелает исправить. К тому же среди рядовой паствы нашей было множество людей, не разбиравшихся в происшедшем, и нельзя было требовать от них решительного и деятельного суждения о событиях. С тех пор много воды утекло. Ожидания, что митрополит Сергий исправит свои ошибки, не оправдались, но для прежде несознательных [верующих] членов Церкви было довольно времени, побуждений, и возможности разобраться в происходящем, и очень многие разобрались и поняли, что митрополит Сергий отходит от той Православной Церкви, какую завещал нам хранить Св. патриарх Тихон, и следовательно для православных нет с ним части и жребия. Происшествия же последнего времени окончательно выявили обновленческую природу Сергианства. Спасутся ли пребывающие в Сергианстве верующие, мы не можем знать, потому что дело Спасения вечного есть дело милости и благодати Божией, но для видящих и чувствующих неправду Сергианства (каковы Ваши вопросы) было бы непростительным лукавством закрывать глаза на эту неправду и там искать [духовного руководства] удовлетворения духовных своих [нужд] потребностей с совестью, сомнящеюся в возможности такого удовлетворения. Всё, что не от веры, грех».