От Пётр
К Лев Тихонов  
Дата 23.11.2000 09:42:19
Рубрики Прочее;

Re (2): Знакомая мелодия — неправда ли?

Именно эту статью я вчера вечером и нашел дома в книге Леонтьева. Ничего другого леонтьевского, что «наподдавало» бы Достоевскому за «неправославность» пока не обнаружил. По статье хочу сказать следующее. Во-1х, читая эту статью Леонтьева у меня сложилось впечатление, что его анализ отвлеченный. Т.е. это не столько рассуждения о высказанных Достоевским в речи «Венок на памятник Пушкину» идеях, сколько рассуждения «по мотивам» речи. Поясню, что я имею в виду: например, прозвучало у Достоевского слово «любовь к человеку», Леонтьев не пытается докопаться до того, что же именно Достоевский имел в виду, как это соотносится с его основными произведениями — художественными, или, скажем, «Дневником», который Леонтьев в других местах нахваливает. В связи с этим произнесенным Достоевским словом Леонтьев начинает рассуждать о видах любви, о том, что ему нравится в частных поступках, частном поведении европейцев. То есть, он развивает свою собственную мысль, которая оттолкнулась не столько от смысла речи Достоевского, сколько от ее звучания. Этим я не хочу нисколько принизить значения слов Леонтьева, напротив, эта его статья говорит о том, что он не занимаясь почти вовсе построением анализа слов Достоевского, развивает свою собственную идею, самостоятелдьную и независимую от того, что послужило ей толчком — всё та же речь «Венок». Здесь, пожалуй, будет очень подходяще вспомнить приглянувшийся Леонтьеву образ (когда он говорит о гуманизме и христианстве): два поезда, вышедшие первоначально из одного источника, двигаясь по вначале близким путям, по прошествии времени и в связи с изменениями курса, столкиваются лоб в лоб. Далеко не уверен, что в случае с речью «Венок» и ее комментарием происходит именно столкновение смысловых противоречий, что давало бы кому-то основания говорить о том, что Леонтьев «наподдал» Достоевскому (такое восприятие слов Леонтьева звучит вовсе отталкивающе). Здесь надо отметить второй момент, касающийся статьи Леонтьева. В позднейшем дополнении к ней Леонтьев фактически если не перечеркивает эту статью как критику Достоевского (именно как критику, а не самостоятельное посторение), то, во всяком случае, лишает оснований слова о «наподдании» Достоевскому за неправославность.