От полковник Рюмин
К All
Дата 23.11.2000 18:31:09
Рубрики Прочее;

Русские немцы

В нашем обсуждении мы вскользь уже несколько раз касались «немецкой темы» в нашей истории. Удивительное явление – русские немцы. Оно, к сожалению, никак не освещено у нас научно, несмотря на всю его важность для понимания русской истории или, лучше сказать, именно по этой причине. А тема обширнейшая, на ней стоит задержаться.
 
 
Можно припомнить, конечно, и русских англичан, и русских французов, и русских итальянцев, и русских греков. Но это – единичные, хотя и замечательные примеры. Русские немцы – явление массовое. Тут и военачальники, и государственные деятели, и ученые, и литераторы, женщины Императорской Фамилии. В городе русской славы Севастополе стоит пямятник герою Севастопольской обороны – графу Эдуарду Ивановичу Тотлебену.
 
 
Кого было больше: обрусевших немцев — патриотов России или алчных наемников-кондотьеров и паразитов, усевшихся на шею презираемого ими русского народа? Немецкое засилье в российской администрации – тоже явление очевидное. Так сказать, контрольный пакет акций со значительным запасом. Как дурной анекдот читаешь сейчас о том, что генерал Ермолов в ответ на предложение Государя назвать награду, которую он хотел бы получить за службу, сказал: «Государь, назначьте меня немцем!» А вот еще забавный факт: положение  немцев  в  общественной  жизни  России  было  настолько прочным, что без них  не могло обойтись даже антигерманское движение. В 1844 году Ф.Ф. Вигепь опубликовал (по-французски) трактат «Россия, захваченная немцами». А оценки роли немцев в дореволюционной России – прямо противоположные. И не знаешь, что тут из пропаганды идеологов вроде Альфреда Розенберга, а что — отражение сознательно раздувавшейся масонами германофобии русского «общества» перед революцией.
 
 
Но меня больше в последнее время интересует роль русских немцев в истории нашей Церкви. Многие немцы обрусели настолько, что приняли Православие, стали монахами, священниками, архиереями. О массе православных немцев, наверное, можно сказать, что раз приняв Православие, они исповедовали его точно, жили благочестиво, пунктуально посещали церковные службы, и так до самой смерти.
 
 
Когда заходит речь о православных немцах, в первую очередь приходит на ум св. прав. Прокопий Устюжский чудотворец, который был когда-то ганзейским купцом «из немцев», а потом в конце XIII века первым на Руси совершил «чисто русский» подвиш Христа ради юродства.  А потом почему-то я вспоминаю Патриарха всея Руси и архиеп. Григория (Граббе). В таком вот сочетании.
 
 
Потом все вспоминаются изощренные интеллектуалы: богословы и византиисты оо. Иоанн Мейендорф и Александр Шмеман (оба были церковные либералы) – за границей и о.Всеволод Шпиллер (он был очень известен в Москве, я я прошу тех, кому о нем что-то известно, поделиться сведениями) и его ученик преподаватель МДА о.Валентин Асмус (он крупный византолог, а его отец Валентин Фердинандович был историком античной философии).
 
 
А ведь Сергей Нилус тоже был немцем! И окормлялся в Оптиной у о. Климента (Зедергольма). Еще был о. Иосиф Фудель, друг В.Леонтьева, стоявший у истоков создания «Союза русского Народа».
 
 
Ну, об архиеп. Марке Берлинском (Андте) нам, может быть, Михаил лучше всех сможет рассказать. Правда ли, что в приходах его епархии примерно половина православных – немцы? Интересно, что он занимает кафедру, во главе которой стоял в свое время митр. Серафим (Ляде), судьба которого как в авантюрном романе изобилует драматическими поворотами (был он и и обновленческим «епископом Змеевским» на Украине, и прогерманские листовки писал, арестовывался сперва гестапо, а потом союзными оккупационными властями, числился в розыске НКВД как «агент гестапо», «тайно» перешел в Патриархию, умер (погиб) при темных обстоятельствах и его «тайный» переход разоблачил после смерти митрополита владыка Григорий (Граббе).
 
 
Прошу братию продолжить список и поделиться сведениями. У меня давняя мысль статью написать о германцах в российском православии.