От чтец Георгий
К полковник Рюмин  
Дата 23.11.2000 22:28:28
Рубрики Прочее;

Re: Русские немцы

> В нашем обсуждении мы вскользь уже несколько раз касались «немецкой темы» в нашей истории. Удивительное явление – русские немцы. Оно, к сожалению, никак не освещено у нас научно, несмотря на всю его важность для понимания русской истории или, лучше сказать, именно по этой причине. А тема обширнейшая, на ней стоит задержаться.
 
>
 
> Можно припомнить, конечно, и русских англичан, и русских французов, и русских итальянцев, и русских греков. Но это – единичные, хотя и замечательные примеры. Русские немцы – явление массовое. Тут и военачальники, и государственные деятели, и ученые, и литераторы, женщины Императорской Фамилии. В городе русской славы Севастополе стоит пямятник герою Севастопольской обороны – графу Эдуарду Ивановичу Тотлебену.
 
>
 
> Кого было больше: обрусевших немцев — патриотов России или алчных наемников-кондотьеров и паразитов, усевшихся на шею презираемого ими русского народа? Немецкое засилье в российской администрации – тоже явление очевидное. Так сказать, контрольный пакет акций со значительным запасом. Как дурной анекдот читаешь сейчас о том, что генерал Ермолов в ответ на предложение Государя назвать награду, которую он хотел бы получить за службу, сказал: «Государь, назначьте меня немцем!» А вот еще забавный факт: положение  немцев  в  общественной  жизни  России  было  настолько прочным, что без них  не могло обойтись даже антигерманское движение. В 1844 году Ф.Ф. Вигепь опубликовал (по-французски) трактат «Россия, захваченная немцами». А оценки роли немцев в дореволюционной России – прямо противоположные. И не знаешь, что тут из пропаганды идеологов вроде Альфреда Розенберга, а что — отражение сознательно раздувавшейся масонами германофобии русского «общества» перед революцией.
 
>
 
> Но меня больше в последнее время интересует роль русских немцев в истории нашей Церкви. Многие немцы обрусели настолько, что приняли Православие, стали монахами, священниками, архиереями. О массе православных немцев, наверное, можно сказать, что раз приняв Православие, они исповедовали его точно, жили благочестиво, пунктуально посещали церковные службы, и так до самой смерти.
 
>
 
> Когда заходит речь о православных немцах, в первую очередь приходит на ум св. прав. Прокопий Устюжский чудотворец, который был когда-то ганзейским купцом «из немцев», а потом в конце XIII века первым на Руси совершил «чисто русский» подвиш Христа ради юродства.  А потом почему-то я вспоминаю Патриарха всея Руси и архиеп. Григория (Граббе). В таком вот сочетании.
 
>
 
> Потом все вспоминаются изощренные интеллектуалы: богословы и византиисты оо. Иоанн Мейендорф и Александр Шмеман (оба были церковные либералы) – за границей и о.Всеволод Шпиллер (он был очень известен в Москве, я я прошу тех, кому о нем что-то известно, поделиться сведениями) и его ученик преподаватель МДА о.Валентин Асмус (он крупный византолог, а его отец Валентин Фердинандович был историком античной философии).
 
>
 
> А ведь Сергей Нилус тоже был немцем! И окормлялся в Оптиной у о. Климента (Зедергольма). Еще был о. Иосиф Фудель, друг В.Леонтьева, стоявший у истоков создания «Союза русского Народа».
 
>
 
> Ну, об архиеп. Марке Берлинском (Андте) нам, может быть, Михаил лучше всех сможет рассказать. Правда ли, что в приходах его епархии примерно половина православных – немцы? Интересно, что он занимает кафедру, во главе которой стоял в свое время митр. Серафим (Ляде), судьба которого как в авантюрном романе изобилует драматическими поворотами (был он и и обновленческим «епископом Змеевским» на Украине, и прогерманские листовки писал, арестовывался сперва гестапо, а потом союзными оккупационными властями, числился в розыске НКВД как «агент гестапо», «тайно» перешел в Патриархию, умер (погиб) при темных обстоятельствах и его «тайный» переход разоблачил после смерти митрополита владыка Григорий (Граббе).
 
>
 
> Прошу братию продолжить список и поделиться сведениями. У меня давняя мысль статью написать о германцах в российском православии.
 
>
 
>
 
>
 
 
Помогай Бог, дело замечательное — и необъятное. Несколько недель назад в разговоре с Игорем Ш. мы перечислили до двух десятков русских немцев, ставших «действующими орудиями на знаменитые проишествия» нашей Истории. То, что они, русские немцы, как Вы сказали, — есть явление массовое, в отличие от русских англичан, французов, итальянцев, греков, евреев и проч. — позволительно усмотреть признак некоей «филогенетикокультурной комплиментарности»; действительно, русская Православная цивилизация втягивала в свои «планетные круги» представителей всех народов и рас без исключения. На то мы и Третий Рим. Но удельный вес именно немецких включений одними политическими и историко-географическими обстоятельствами — не объяснишь.
 
 
О названных Вами лицах.
 
Митр. Серафим (Ляде), назначенный на объединенную Германскую кафедру Русской Зарубежной Церкви в 1937 г., был викарием своего предшественника архиеп. Тихона. Скончался мирно в глубокой старости в 1950 г. О тайнах его кончины не знаю.
 
Гр. Ю.П.Граббе (он же — протопр.Георгий, еп. Григорий) был, предположительно, не собственно немецкого (германского), а скорее скандинавского (иные, впрочем, говорят — балтийского, польско-литовского) происхождения. Прадед его, Павел Христофорович, удостоился графского титула при имп. Александре II, в 1867 г. Сконч. в 1875 г. Сын П.Х. Граббе, Мих. Пав. — убит при штурме Карса в 1877 г. Отец Ю.П., полковник Павел Михайлович, в последствии — публицист и администратор, род. в 1876 г. Во время занятия советскими войсками Польши — находился в своем имении на Волыни, где, по слухам, был  арестован и скончался в поезде, вывозящем его в СССР.
 
 
Я уже немало писал здесь о деятельности еп. Григория. Напомню здесь только о торжественном браковенчании, кое состоялось осенью 1964 г. Протопресвитер Георгий сочетал церковным браком (далее привожу слово в слово соответствующий сертификат, опубликованный в газете  The Hartford Times, Saturday, Nov. 28, 1964. Сертификат был выписан 29 сентября того же года, городским чиновником (City Clerk)Манхэттэна, Нью-Иорк.) «Имя жениха — Романов Алексей Николаевич, полковник в отставке, 'self-emploed'. Место рождения: Петергоф, Россия. Родители: Николай Александрович Романов 'of Russia'  и Александра Феодоровна Гессенская.» На церемонию прибыли также сестры Алексея Николаевича Татьяна и Ольга Николаевны. Анастасия, насколько можно судить по семейной фотографии, — где присутствует и духовный покровитель новобрачных о. Георгий Граббе, — снимок сделан в его служебном кабинете — не прибыла, хотя проживала неподалеку, в Чикаго, под именем Евгении Смит. Как рассказывает нам газета, ссылаясь на самого Алексея Николаевича,"Tsarevich'а", так его именует автор заметки, Царская Семья была в свое время тайно переправлена в Польшу, где, заботами маршала Йозефа Пилсудского, безбедно существовала под теми или иными фамилиями. Доживших до наших дней членов ее обнаружил трудолюбивый американский ученый Роберт Спеллер и его два сына и проч., и проч.
 
Но — будет.
 
История странной аферы полковника польской разведки Голене(ние)вского, ставшего сотрудником разведки некоего североамериканского государства, — относительно известна. А вот роль в ней благородного гр. Ю.П. Граббе обыкновенно как-то замалчивается. В этом смысле материалы и фотография из газеты The Hartford Times ставят все необходимые точки над необходимыми буквами. Забавно, что спустя краткое время гр. Граббе стал внезапно и категорически отрицать ОСОЗНАННОСТЬ своего участия в этой рядовой операции: покойный протопресвитер/епископ утверждал, что вовсе и не ведал — кого венчал. Просто некоего Алексея Николаевича, рожденного в 1904 г. в Петергофе от родителей Николая Александровича Романова и Александры Феодоровны фон Гессе. Да лиц с такими именами и данными — в том году в Петергофе родилось неисчислимое множество! — Вот он, о. Граббе, и попал по своей неосторожности в двусмысленное положение.
 
Так что для истории русских немцев будет много лучше, если гр. Ю.П. Граббе и дядюшка его А.Н. Граббе, начальник Конвоя Его Величества, ПЕРВЫМ предавший своего Государя, в нее не попадут. Но тогда могут возмутиться наши русские скандинавы: Даль, гр. Фредериксы.
 
Право не знаю, что делать в подобных случаях.  
 
 
А ежели всерьез, то повторюсь: задача интереснейшая.