Re: Русские немцы
> В нашем обсуждении мы вскользь уже несколько раз касались «немецкой темы» в нашей истории. Удивительное явление – русские немцы. Оно, к сожалению, никак не освещено у нас научно, несмотря на всю его важность для понимания русской истории или, лучше сказать, именно по этой причине. А тема обширнейшая, на ней стоит задержаться. > > Можно припомнить, конечно, и русских англичан, и русских французов, и русских итальянцев, и русских греков. Но это – единичные, хотя и замечательные примеры. Русские немцы – явление массовое. Тут и военачальники, и государственные деятели, и ученые, и литераторы, женщины Императорской Фамилии. В городе русской славы Севастополе стоит пямятник герою Севастопольской обороны – графу Эдуарду Ивановичу Тотлебену. > > Кого было больше: обрусевших немцев патриотов России или алчных наемников-кондотьеров и паразитов, усевшихся на шею презираемого ими русского народа? Немецкое засилье в российской администрации – тоже явление очевидное. Так сказать, контрольный пакет акций со значительным запасом. Как дурной анекдот читаешь сейчас о том, что генерал Ермолов в ответ на предложение Государя назвать награду, которую он хотел бы получить за службу, сказал: «Государь, назначьте меня немцем!» А вот еще забавный факт: положение немцев в общественной жизни России было настолько прочным, что без них не могло обойтись даже антигерманское движение. В 1844 году Ф.Ф. Вигепь опубликовал (по-французски) трактат «Россия, захваченная немцами». А оценки роли немцев в дореволюционной России – прямо противоположные. И не знаешь, что тут из пропаганды идеологов вроде Альфреда Розенберга, а что отражение сознательно раздувавшейся масонами германофобии русского «общества» перед революцией. > > Но меня больше в последнее время интересует роль русских немцев в истории нашей Церкви. Многие немцы обрусели настолько, что приняли Православие, стали монахами, священниками, архиереями. О массе православных немцев, наверное, можно сказать, что раз приняв Православие, они исповедовали его точно, жили благочестиво, пунктуально посещали церковные службы, и так до самой смерти. > > Когда заходит речь о православных немцах, в первую очередь приходит на ум св. прав. Прокопий Устюжский чудотворец, который был когда-то ганзейским купцом «из немцев», а потом в конце XIII века первым на Руси совершил «чисто русский» подвиш Христа ради юродства. А потом почему-то я вспоминаю Патриарха всея Руси и архиеп. Григория (Граббе). В таком вот сочетании. > > Потом все вспоминаются изощренные интеллектуалы: богословы и византиисты оо. Иоанн Мейендорф и Александр Шмеман (оба были церковные либералы) – за границей и о.Всеволод Шпиллер (он был очень известен в Москве, я я прошу тех, кому о нем что-то известно, поделиться сведениями) и его ученик преподаватель МДА о.Валентин Асмус (он крупный византолог, а его отец Валентин Фердинандович был историком античной философии). > > А ведь Сергей Нилус тоже был немцем! И окормлялся в Оптиной у о. Климента (Зедергольма). Еще был о. Иосиф Фудель, друг В.Леонтьева, стоявший у истоков создания «Союза русского Народа». > > Ну, об архиеп. Марке Берлинском (Андте) нам, может быть, Михаил лучше всех сможет рассказать. Правда ли, что в приходах его епархии примерно половина православных – немцы? Интересно, что он занимает кафедру, во главе которой стоял в свое время митр. Серафим (Ляде), судьба которого как в авантюрном романе изобилует драматическими поворотами (был он и и обновленческим «епископом Змеевским» на Украине, и прогерманские листовки писал, арестовывался сперва гестапо, а потом союзными оккупационными властями, числился в розыске НКВД как «агент гестапо», «тайно» перешел в Патриархию, умер (погиб) при темных обстоятельствах и его «тайный» переход разоблачил после смерти митрополита владыка Григорий (Граббе). > > Прошу братию продолжить список и поделиться сведениями. У меня давняя мысль статью написать о германцах в российском православии. > > > Помогай Бог, дело замечательное и необъятное. Несколько недель назад в разговоре с Игорем Ш. мы перечислили до двух десятков русских немцев, ставших «действующими орудиями на знаменитые проишествия» нашей Истории. То, что они, русские немцы, как Вы сказали, есть явление массовое, в отличие от русских англичан, французов, итальянцев, греков, евреев и проч. позволительно усмотреть признак некоей «филогенетикокультурной комплиментарности»; действительно, русская Православная цивилизация втягивала в свои «планетные круги» представителей всех народов и рас без исключения. На то мы и Третий Рим. Но удельный вес именно немецких включений одними политическими и историко-географическими обстоятельствами не объяснишь. О названных Вами лицах. Митр. Серафим (Ляде), назначенный на объединенную Германскую кафедру Русской Зарубежной Церкви в 1937 г., был викарием своего предшественника архиеп. Тихона. Скончался мирно в глубокой старости в 1950 г. О тайнах его кончины не знаю. Гр. Ю.П.Граббе (он же протопр.Георгий, еп. Григорий) был, предположительно, не собственно немецкого (германского), а скорее скандинавского (иные, впрочем, говорят балтийского, польско-литовского) происхождения. Прадед его, Павел Христофорович, удостоился графского титула при имп. Александре II, в 1867 г. Сконч. в 1875 г. Сын П.Х. Граббе, Мих. Пав. убит при штурме Карса в 1877 г. Отец Ю.П., полковник Павел Михайлович, в последствии публицист и администратор, род. в 1876 г. Во время занятия советскими войсками Польши находился в своем имении на Волыни, где, по слухам, был арестован и скончался в поезде, вывозящем его в СССР. Я уже немало писал здесь о деятельности еп. Григория. Напомню здесь только о торжественном браковенчании, кое состоялось осенью 1964 г. Протопресвитер Георгий сочетал церковным браком (далее привожу слово в слово соответствующий сертификат, опубликованный в газете The Hartford Times, Saturday, Nov. 28, 1964. Сертификат был выписан 29 сентября того же года, городским чиновником (City Clerk)Манхэттэна, Нью-Иорк.) «Имя жениха Романов Алексей Николаевич, полковник в отставке, 'self-emploed'. Место рождения: Петергоф, Россия. Родители: Николай Александрович Романов 'of Russia' и Александра Феодоровна Гессенская.» На церемонию прибыли также сестры Алексея Николаевича Татьяна и Ольга Николаевны. Анастасия, насколько можно судить по семейной фотографии, где присутствует и духовный покровитель новобрачных о. Георгий Граббе, снимок сделан в его служебном кабинете не прибыла, хотя проживала неподалеку, в Чикаго, под именем Евгении Смит. Как рассказывает нам газета, ссылаясь на самого Алексея Николаевича,"Tsarevich'а", так его именует автор заметки, Царская Семья была в свое время тайно переправлена в Польшу, где, заботами маршала Йозефа Пилсудского, безбедно существовала под теми или иными фамилиями. Доживших до наших дней членов ее обнаружил трудолюбивый американский ученый Роберт Спеллер и его два сына и проч., и проч. Но будет. История странной аферы полковника польской разведки Голене(ние)вского, ставшего сотрудником разведки некоего североамериканского государства, относительно известна. А вот роль в ней благородного гр. Ю.П. Граббе обыкновенно как-то замалчивается. В этом смысле материалы и фотография из газеты The Hartford Times ставят все необходимые точки над необходимыми буквами. Забавно, что спустя краткое время гр. Граббе стал внезапно и категорически отрицать ОСОЗНАННОСТЬ своего участия в этой рядовой операции: покойный протопресвитер/епископ утверждал, что вовсе и не ведал кого венчал. Просто некоего Алексея Николаевича, рожденного в 1904 г. в Петергофе от родителей Николая Александровича Романова и Александры Феодоровны фон Гессе. Да лиц с такими именами и данными в том году в Петергофе родилось неисчислимое множество! Вот он, о. Граббе, и попал по своей неосторожности в двусмысленное положение. Так что для истории русских немцев будет много лучше, если гр. Ю.П. Граббе и дядюшка его А.Н. Граббе, начальник Конвоя Его Величества, ПЕРВЫМ предавший своего Государя, в нее не попадут. Но тогда могут возмутиться наши русские скандинавы: Даль, гр. Фредериксы. Право не знаю, что делать в подобных случаях. А ежели всерьез, то повторюсь: задача интереснейшая.