Re: Об усилиях,...
Один западный религиозный деятель (к сожалению совершенно забыл кто может быть публика напомнит) так выразил католический подход к религии: «Если бы я знал больше, то имел бы веру бретонского крестянина. Но если бы я знал еще больше, то имел бы веру бретонской крестьянки». Это католический идеал веры. Потому католицизм на несколько веков закрыл от народа Библию. Потому и возник такой резкий ответ как протестантизм. Однако такая вера никогда (до 18-19 века) не была православным идеалом. Но страшно то, что католицизм оказывает непрерывное разлагающее влияние на Православную Церковь. Т.н. «православное» богословие XIX века просто погрязло в католическом юридизме. Для католиков оно выглядит просто как плагиат. Но ведь реально между «юридизмом» католиков и Православным исповеданием веры лежит пропасть невероятно глубокая. Потому говорить о возможности «экуменического» синтеза православного и католического богословия очень сложно (несмотря на реальное движение католицизма от старых западных схем понимания Искупления, греха, сущность Бога и т.д.). Фундаментализм в Православии это ни что иное как результат католического влияния. Цель уничтожить изначальную "антиюридическую" направленность Восточного Христианства. И тогда будет рассчищена дорога для католического прозелитизма. Все крупнейшие православные богословы, которые пытаются защитить Парвославие от духовной интервенции католицизма, объявляются еретиками. Знакомо. Но я верю православное богославие вернется к своим древним истокам Священного Предания (истоки эти я вижу в творчестве великих капподокийцев, а также Антония Великого, Исаака Сирина и др.). Впрочем, чтобы понять, что Бог есть любовь (и только любовь! а не возмездие), нужно уже иметь в себе Святого Духа.