От полковник Рюмин
К чтец Георгий
Дата 08.12.2000 07:53:55
Рубрики Прочее;

Об усилиях, которыми "восхищается Царство Божие"

Позвольте поделиться воспоминаниями.
 
 
Я когда первый раз сознательно пришел в церковь, был уже во вполне зрелом возрасте. Тогда, к своему крайнему смущению, я понял, что из происходящего на Богослужении я ничегошеньки не понимаю, а слов гугнивого чтеца даже разобрать не могу. Краснел как рак, когда надо было петь вместе со всеми, а я стоял столбом. Когда я признался в том, что ничего не понимаю, своему дяде, котрый меня, собственно, в храм и привел, тот улыбнулся и сказал: «Господь вразумит». Теми же словами утешил меня и священник, о.Леонид, когда я,  уже гораздо позже, осмелился к нему обратиться.
 
 
Никаких книг, даже Библии, у меня не было. Их не было вообще нигде. Молитвы, каноны и акафисты бабушки переписывали от руки в тетрадки, но просить у них эти записи я не мог, не решался. Тогда я решил записывать на слух, конспектировать, так сказать. Записывал бы и проповеди, но проповедовать тогда священникам не разрешали. Интересно, как поставленные при советской власти священники много говорят во время исповеди. Они так привыкли, для многих это была единственная возможность нести Слово Божие.
 
 
Ну и хорош я был с ручкой и блокнотом посреди молящихся! Недавно я сжег свои старые блокноты, предварительно пролистав. Без улыбки читать невозможно. Как в анекдоте: «Я крокодила пред Тобою...» На службе я старался все делать как остальные: крестился, клал поклоны. Через некоторое, весьма короткое время я чудесным образом стал все понимать, слова Богослужения остались в памяти навечно.
 
 
Когда речь идет о чуде Божием (в данном случае о чуде обращения), язык человеческий неспособен выразить его словами. Нападает косноязычие. Просто по своему личному небольшому опыту я точно знаю, что в Церкви присутствует Дух Святой. Нельзя даже сказать, что вера моя благодаря Богослужению окрепла. Правильнее — я ОБРЕЛ Веру. Недаром говорят, что богослужебный круг — школа богословия для мирянина.
 
 
А в первый раз получил возможность читать религиозную литературу я уже гораздо позже, когда познакомился с московской интеллигентской околоцерковной «тусовкой» (другим словом ее не назовешь, хотя тогда его и не было). Но это уже другая история.
 
 
Все это я поведал, дабы показать, что для души христианина гораздо полезнее принять существующую церковную традицию безоговорочно, а не пытаться кроить ее на свое усмотрение. Тысячу лет в церквах на Руси возглашают «Вонмем!». И будут возглашать до Второго Славнаго Пришествия Господа нашаго.