От Евгений
К Лев Тихонов  
Дата 14.12.2000 15:39:33
Рубрики Прочее;

О религиях человекобожия

> Христианин сначала принимает догматы верою и знанием,
 
>Нет, Евгений, Вы все же преувеличиваете роль знания и роль рационально сформулированных догматов. Христианство по механизму воспроизводства ничем не отличается от иных традиций за исключением «малости» — Богооткровенного характера этой традиции (чуждого всякой прелести) и Божественности ее духовной основы — Духа Святого (чуждой хульного смешения адептами традиции Духа Божия с духами прелести). Догматы же непрерывно воспроизводятся правильным духовным опытом, основанным на доверии Боготкровенной Традиции (Преданию) и ее носителям — Божиим святым, исполненным Духа.
 
>Как только это доверие бывает нарушено, хотя бы уклоном в рационализм и увлечением словесной оболочкой догматов — то сразу можно ожидать беды законничества и попыток заключить Традицию в эти самые словесные формы, в то время, как она содержится все же не в словах, а в их интерпретации. Любой догмат при желании и одержимостью прелестью можно извратить до неузнаваемости, сохранив его словесное выражение. Невозможно причаститься Духу Святому рациональным постижением догматов, но только духовным трудом по усвоению их Богодухновенной интерпретации.
 
 
Но я не вижу здесь противоречия между моими словами и Вашими. Вы просто объяснили более подробно то, что и я имел ввиду (в общих чертах), но не имел возможности выразить в одной краткой фразе.
 
 
> а уже потом — по мере деятельного исполнения им заповедей — сподобляется и опытного их познания в той мере, в какой каждый может вместить.
 
>По мере веры Богооткровенной Традиции, благовествующей мiру спасение Христово, бывает и ее постижение — благодатное, опытное. По мере же веры ей бывает и деятельное исполнение заповедей. Одно с другим неразлучно, но первое не вытекает непосредственно из второго. Скорее из второго, если пренебрегать первым, может выйти гипернравственный, но совершенно адогматический человек — то есть опять же прельщенный введенным Вами, Евгений, только что догматом (вышеотквоченным).
 
>Странно, что тут Вы с Вашим оппонентом сошлись. Или я ошибаюсь?
 
 
Не сошлись, а скорее наоборот. Ведь под деятельным исполнением заповедей я (вслед за Отцами, излагающими это учение) имею ввиду прежде всего опытное постижение Бога, а не нравственное, то есть аскетику. Человек сначала принимает учение Церкви верой и в Таинстве Крещения получает возможность опытного богопознания, затем реализует эту возможность, следуя аскетическому учению Церкви, а не нравственному, которое (нравственное) есть лишь следствие опытного богопознания, а не наоборот. Вот почему все эти учения (Хомякова, м. Антония и пр.), подменяющие онтологические начала нравственными, берут эту самую свою «нравственность» волюнтаристски, минуя онтологию, аскетику, Божественную благодать, то есть берут ее из самого себя. Это учения человекобожнические, и Христа они берут из самого себя, из своего собственного понимания Его «нравственного» учения, а не из аскетического опыта Церкви.