От Лев Тихонов
К Евгений  
Дата 13.12.2000 23:37:18
Рубрики Прочее;

Re (3): О "Догмате Искупления"

>а для того, чтобы называть латинство (разновидностью которого является ересь м. Антония) ересью нам вовсе не нужно и даже вредно соучаствовать медитациям Терезы Авильской.
 
 
Причем вредно абсолютно. Любые ереси появляются и распространяются именно доверием к духовному опыту прельщенного подвижника и вытекающим оттуда его речам и воспроизводятся традицией, образовавшейся из людей, доверившимихся этому опыту.
 
 
> Христианин сначала принимает догматы верою и знанием,
 
 
Нет, Евгений, Вы все же преувеличиваете роль знания и роль рационально сформулированных догматов. Христианство по механизму воспроизводства ничем не отличается от иных традиций за исключением «малости» — Богооткровенного характера этой традиции (чуждого всякой прелести) и Божественности ее духовной основы — Духа Святого (чуждой хульного смешения адептами традиции Духа Божия с духами прелести). Догматы же непрерывно воспроизводятся правильным духовным опытом, основанным на доверии Боготкровенной Традиции (Преданию) и ее носителям — Божиим святым, исполненным Духа.
 
 
Как только это доверие бывает нарушено, хотя бы уклоном в рационализм и увлечением словесной оболочкой догматов — то сразу можно ожидать беды законничества и попыток заключить Традицию в эти самые словесные формы, в то время, как она содержится все же не в словах, а в их интерпретации. Любой догмат при желании и одержимостью прелестью можно извратить до неузнаваемости, сохранив его словесное выражение. Невозможно причаститься Духу Святому рациональным постижением догматов, но только духовным трудом по усвоению их Богодухновенной интерпретации.
 
 
>  а уже потом — по мере деятельного исполнения им заповедей — сподобляется и опытного их познания в той мере, в какой каждый может вместить.
 
 
По мере веры Богооткровенной Традиции, благовествующей мiру спасение Христово, бывает и ее постижение — благодатное, опытное. По мере же веры ей бывает и деятельное исполнение заповедей. Одно с другим неразлучно, но первое не вытекает непосредственно из второго. Скорее из второго, если пренебрегать первым, может выйти гипернравственный, но совершенно адогматический человек — то есть опять же прельщенный введенным Вами, Евгений, только что догматом (вышеотквоченным).
 
 
Странно, что тут Вы с Вашим оппонентом сошлись. Или я ошибаюсь?