От Олег К
К All
Дата 17.12.2000 00:30:39
Рубрики Прочее;

Навозну кучу разгребая...

Копаясь в библиотеке Машкова, среди всяческого белибердяйства, нашел помоему нечто интересное, по крайней мере созвучно моим мыслям кои я тщился выразить в дискуссии об языке и пр.
 
 
================================================================
 
...
 
 
     Сегодня  в либеральных церковных кругах России стало очень
 
модным  опираться  на  решения   II   Ватиканского   собора   в
 
доказательство неизбежности тех изменений, которые якобы должна
 
претерпевать  церковная  практика  под  влиянием  современности
 
(мол, пора наконец  признать  необходимость  церковных  реформ,
 
поскольку весь остальной христианский мир это уже давно понял).
 
Причем решения Собора рассматриваются сами по себе, вне связи с
 
их   последствиями.   Что   это   —   тонкое   лукавство   или
 
непростительное  незнание  господами   либералами   современной
 
ситуации  в  католической  церкви?  Ведь  в действительности II
 
Ватиканский собор  послужил  отправной  точкой,  началом  очень
 
сложных внутрицерковных процессов, в результате которых к концу
 
XX века католичество сильно сдало свои позиции.
 
     Да,  Собор  ставил  перед собой самые благие цели, и этому
 
событию в западном мире придавалось очень большое значение.  По
 
замыслу  его устроителей, он должен был иметь особое эпохальное
 
значение,  сыграть   роль   переломного   момента   в   истории
 
христианства,    свидетельствовать    об   открытости,   любви,
 
способности  ответить  на  потребности  современности  и  нужды
 
общества.  Но  случилось  обратное,  произошло  непоправимое —
 
глубочайший  надлом  в  церковном  организме,  после   которого
 
события  стали  развиваться практически бесконтрольно. По сути,
 
были сняты все тормоза на пути к широкой либерализации  церкви.
 
Это  не только мое личное мнение, о том же мы говорили в беседе
 
с  кардиналом  Рацингером,  "правой  рукой"  Папы  по  вопросам
 
вероучения,   готовившим   основные   документы  к  Собору.  Из
 
снисхождения   на   приходах   разрешили   определять    состав
 
богослужений  по своему усмотрению — и длительность мессы стала
 
постепенно сокращаться,  на  сегодня  кое-где  составляя  15-20
 
минут. Отменили обязательную Исповедь перед Причастием, надеясь
 
тем  самым  придать  этим  Таинствам  самостоятельный  смысл  и
 
усилить таким образом значение Таинства Покаяния, — и  исповедь
 
практически   исчезла   из   приходской   практики.   Разрешили
 
использовать  за  богослужением  не   только   латынь,   но   и
 
современные  языки  — и абсолютно понятные службы, читаемые на
 
итальянском или немецком,  почти  совсем  перестали  посещаться
 
прихожанами.  Религия  почти  никого не интересует. В восточных
 
областях  Германии  (на  территории  бывшей  ГДР),  к  примеру,
 
переданные Церкви здания кирх в срочном порядке переоборудуются
 
и продаются под кафе и прочие увеселительные заведения, так как
 
служить мессы в них попросту не для кого.
 
     Исчезла   мистика,   таинственная   сторона  богослужения.
 
Священники стали служить лицом к народу и спиной  к  алтарю  по
 
образу   протестантских   собраний,  а  не  богослужений.  Пост
 
сократился до одного-двух дней в год — в страстную  пятницу  и
 
субботу, в монастырях разрешено вкушать мясо. Перед Причащением
 
стало  достаточным не принимать пищу всего в течение часа. Были
 
утеряны целые  страны  и  регионы  с  традиционно  католическим
 
вероисповеданием   —   Испания,  Франция,  Латинская  Америка.
 
Церковное строение, как дом с прохудившейся крышей, стало столь
 
стремительно  размываться  и  разрушаться,  что   под   угрозой
 
оказались  самые  основы веры — многие из епископов сегодня не
 
разделяют основных догматов католической Церкви,  в  частности,
 
открыто    высказываясь   против   почитания   Божией   Матери.
 
Существенно  изменилась  догматика.  За  последние  5  лет,   к
 
примеру,  ни  в  одной  из  католических  церквей мне вообще не
 
пришлось слышать Символ Веры с филиокве. Исходя из этого, легко
 
впасть  в  ошибку  и  заключить,  будто  все  препятствия   для
 
экуменического  общения между православными и католиками сняты.
 
Собственно, такой логики и придерживаются российские  борцы  за
 
либеральную  церковную  идею:  II  Ватиканский  собор  снял все
 
преграды для объединения  церквей,  и  теперь  можно  обняться,
 
расплакаться  и  сказать  "Все, теперь мы братья!" Как будто до
 
этого вся проблема заключалась только в том, что католики  были
 
несогласны  принять нас, православных, в свое братское общение,
 
а теперь, после того, как в  Ватикане  нам  отпустили  грехи  и
 
признали  некоторые  свои  ошибки,  оставаться в отчуждении нет
 
никаких основании, да и попросту становится нетактичным.
 
     На Западе тоже стало очень  популярным  представлять  дело
 
подобным  образом.  Католический  епископ  с высокой трибуны во
 
всеуслышание  заявляет:  "Православие  меня  обогатило",  -   и
 
свободе  его  взглядов  и мнений рукоплещет весь католический и
 
половина православного мира, Вот ведь как  представляются  вещи
 
современному   либералу-прогрессисту.   Был-де   богат,  а  тут
 
подвернулась возможность — стал еще  богаче.  Эдакая  идиллия,
 
меланхолическая  сказка  в  духе  нашего  прогрессивного  века.
 
Современному  человеку  страсть  как  хочется  привнести   хоть
 
небольшую  толику  прогресса  и  в церковную жизнь. Но поверить
 
этой   сказке   не   представляется   возможным,   ибо   сердце
 
подсказывает:   за   последние   десятилетия   мы   отнюдь   не
 
приблизились друг к другу, а напротив, стремительно разошлись к
 
двум противоположным полюсам  в  понимании  духовных  вопросов.
 
Многие  католики  и  рады  были бы остановить в своем стане это
 
победное   шествие   «религиозной   демократии»,   да    поздно
 
-целостность  утрачена,  и  никакими  новыми  решениями никаких
 
новых соборов ситуации не поправишь. Всякому, кто воочию  видел
 
трагические  последствия  католических реформ — оскудение веры,
 
разрушение церковных устоев, распад  целостного  мировоззрения,
 
совершенно понятно, что отмена спорных догматов — это вовсе не
 
запоздалое  раскаяние и тем более не великодушная жертва во имя
 
христианского единства, как это часто трактуется проповедниками
 
экуменизма и обновленчества в России и на Западе. Это лишь одно
 
из апостасийных проявлений,  знак  все  большего  скатывания  к
 
гуманистической   личине   «уважения  взглядов  других  людей»,
 
которое питается, конечно, не смирением и любовью Христовой, но
 
происходит  от   религиозной   индифферентности   и   духовного
 
примитивизма.