От д. Андрей Кураев
К Леонид  
Дата 12.01.2001 21:30:42
Рубрики Прочее;

Re (2): А можно несколько вопросов по поводу ИНН? (всем)

Антикодовики уже тысячи раз растиражировали цитату из Апокалипсиса о печати зверя – «и он сделает то, что всем положено будет начертание на правую руку или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13,16-18). Удивляет же меня то, что никто из антикодовиков не уточнил – где в этой фразе подлежащее, и что оно означает. Кто такой этот «он», который делает все это? Читаем предыдущие стихи Откровения. Ясно: “он”, тот, кто ставит свою печать – это “другой зверь”. Но что еще мы знаем о нем? Оказывается, “И увидел я другого зверя, выходящего из земли; Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано творить ему пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча, и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя” (Откр. 13,11-15). И вот следующая фраза и говорит о печати: “и он сделает то, что всем положено будет начертание на правую руку …”.
 
Итак, сначала мир будет обольщен. Обольщен он будет чудесами (сведение огня с небес ; говорящая икона антихриста). Кроме того, сначала мир будет испуган: будет убиваем каждый, кто не поклониться пред иконой зверя. И лишь потом будет поставлена печать антихриста.
 
Именно посредством чудес люди и будут обольщены и подвигнуты к поклонению «иконе зверя» и к принятию его начертания (“И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению” [Откр. 19,20].
 
Последовательность событий, излагаемых в Откровени, ясна: сначала обольщение – потом принятие печати.
 
Антикодовики полагают иначе: сначала принятие шестерок (“печати” или “подобия печати”) – и вследствие этого обольщение, оскудение благодати, отпадение от Церкви и впадение в лапы антихриста…
 
Но не стоит забывать русский язык. Если я читаю в газетной хронике: «Чикатило обольстил изнасилованную им женщину», то я не обязан предполагать, будто он сначала ее изнасиловал, а лишь потом «обольстил». Точно также из того, что лжепророк «обольстил принявших начертание зверя» не следует, что сначала эти люди ни с того ни с сего, находясь в здравом уме и трезвой памяти, приняли это «начертание», а потом невесть зачем лжепророк их еще и обольстил (хо-тя куда, казалось бы обольщаться дальше – если люди приняли начертание зверя и поклонились ему!).
 
В Откр. 13,12-17 ясно сказано, что сначала: обольщение или принятие печати.
 
«Учение Двенадцати апостолов» выстраивает такую последовательность последних событий: «В последние дни умножатся лжепророки и губители и превратятся овцы в волков, и любовь превратится в ненависть. Ибо когда воз-растет беззаконие, станут ненавидеть друг друга, и предавать, и тогда появится мирообольститель, наподобие Сына Человеческого, и станет творить знамения и чудеса, и земля предастся  в руки его, и он будет творить беззакония, каких нкиогода не бывало от века. Тогда пойдет тварь человеческая в огонь испыта-ния, и многие соблазнятся  и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся в своем проклятии» (Дидахэ. 16,3-5). Как видим — сначала обольщение чудесами, а потом предание в руки антихриста.
 
Св. Кирилл Иерусалимский акцентирует, что антихрист будет «магом» – «весьма опытным  в обманчивом и злом искусстве чародейства и  волшебства, который похитит власть над Римским государством… Антихрист восхитит власть над Римским царством посредством злого волшебства» (Огласительные беседы. 15,11-12).
 
Св. Андрей Кесарийский ясно говорит о том, что лжепророк будет через обольщение приводить к поклонению зверю и принятию его печати: «ему дана власть знамений и чудес, чтобы, предшествуя антихристу, приготовить ему гибельный путь… Предтеча лжехриста волшебством и обманом будет совершать все к обольщению людей, чтобы антихриста считали за Бога,.. наподобие Крестителя, приводившего верующих к Спасителю… Предтеча антихриста, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим и постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника на правых руках ради пресечения делания правых и добрых дел, а также на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме» (Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1901. СС. 107-109).
 
Св. Иоанн Златоуст того же мнения: люди антихристовой поры «уверуют в него единственно ради ложных его чудес»  (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на 2 послание к Фессалоникийцам. 4,1 // Творения. СПб., 1905. Т. 11. Кн. 2. с. 599).
 
Преп. Ефрем Сирин мыслит не иначе: «Если человек окажется хотя не-сколько беспечным, то легко подвергается нападениям и будет пленен знаме-ниями змия лукавого и хитрого. И таковой не найдет себе пощады на суде; там откроется, что добровольно поверил мучителю» (Преп. Ефрем Сирин. Слово 38, на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово // Творения. Ч. 2. Сергиев Посад, 1908, С. 253). Отметим у Святого отца и то, что человек принимает покорение антихристу добровольно (а не бессознательно, как пугают  модернисты-иннэнисты), и то, что непосредственная причина его падения будет состоять именно в сатанинских чудесах, и то, что антихристу надо верить, а не просто жить рядом с ним («и все, принявшие печать антихристову и поклонившиеся антихристу яко благому Богу…» — Сс. 257-258).
 
Блаж. Иероним Стридонский согласен: «В антихристе будут чудеса. Но все –ложное… Его ложью будут прельщены предопределенные к погибели.. Бог попустил ему иметь силу, знамения и чудеса, посредством которых он мо-жет прельстить, если возможно, даже избранных Божиих» (Блаж. Иероним Стридонский.  Письмо 97 (121), Алгазии, 11 // Творения. Ч. 3. Киев, 1903, с. 217).
 
Блаж. Феодорит не разномыслит: «Отступлением апостол называет само пришествие антихриста, потому что многие, обольщенные чудесами, которые будут тогда, отступят от истины  и возлюбят ложь» (Блаж. Феодорит  Кирский. Сокращенное изложение божественных догматов // Творения. М., 1859, ч. 6. с. 82).
 
Митрополит Стефан (Яворский) также говорил, что «поклоняющимжеся даст начертание на десней руце или на челе их»  (Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах. М., 1999, С. 80), что, согласитесь, не озна-чает, что люди, случайно принявшие «печать», после этого, неожиданно для самих себя станут поклонниками антихриста.
 
Св. Димитрий Ростовский пишет о той же причинно-следственной цепочке – «инии узревше чудеса антихристова прельстятся, и к нему пристанут» (Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. О Кресте. М., 1855, С. 295).
 
Св. Игнатий (Брянчанинов) подтверждает что именно «знамения анти-христа уловят в последование ему большинство человеков» (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. 44,1 // Творения. Ч. 4. Спб., 1886, С. 302).
 
Не  пропустим также и слов Спасителя о последних испытаниях: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: <Я Христос>, и многих прельстят... тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих… если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избран-ных» (Мф. 24,4-12 и 23-24). «Род сей знамения ищет» (Мк. 8,12) – и в конце концов именно знамения и найдет, именно на знамения и прельстится.
 
Как видим, печать примут обольщенные, а прельщать будут «лжепроро-ки». Налоговая полиция разве о чем-то пророчествует ныне?
 
Кроме того, прельщение грядущих “пророков” будет в том, чтобы понудить людей поклониться тому, кто выдает себя за Бога и за Христа. Разве хоть одно государство в современном мире проводит такую пропаганду?
 
Поскольку же нынешние государственные службы не пророчествуют, не предлагают отречься от Христа или поклониться антихристу, не совершают ничего подобного чудесам, предсказанным в Откровении, то и видеть в выдаваемых ими документах «печать зверя» нет никакой возможности. Ничего этого сегодня нет. Украинская налоговая полиция огонь с небес не низводит, говорящие иконы не показывает, неплатящих налоги не расстреливает. Поэтому нынешние шестерки не печать антихриста, а просто антихристианское хулиганство.
 
Е Так что за чудеса творит налоговая инспекция, приглашая христиан встать на учет? Но если же не ложными чудесами понуждаются люди к приня-тию налоговых номеров, то, значит, тогда и сами эти номера не являются “печатью зверя”, а налоговая полиция не является “лжепророком”.
 
Итак, целостное церковное предание говорит, что сначала повсеместно и громогласно будет возвещено о пришествии иудейского “Мошиаха”. Затем от христиан и от всех людей потребуют признать его чудеса и его религиозные полномочия. И вот то, что будет запечатлеваться на людях, пришедших для религиозного поклонения лжемессии, и будет “печатью антихриста”.
 
До тех же пор лучше воздерживаться от сиюминутно-бытового толкова-ния Откровения.
 
 
Кстати, если уж и проводить параллель между Предтечей и Спасителем, с одной стороны, и лжепророком и антихристом — с другой, то ведь не стоит забывать, что Предтеча упредил своей проповедью Христа всего лишь на несколько месяцев...