От Вячеслав Мальцев
К All  
Дата 18.01.2001 13:53:34
Рубрики Прочее;

Как нам упорядочить свое участие в форумах  при свете мудрых изречений св. отцов.

     Дорогие участники форума.
 
Мы все не любим учиться друг у друга. Отсюда  споры, разделения и т.п. В том, что мы не любим учиться у нам  подобных   есть своя, хоть и малая , правда. ВСЕ ЛЮДИ ГРЕШНЫ.  И гордость наша не позволяет нам  со вниманием выслушивать подобного нам грешника.
 
     Но в Церкви Христовой есть люди другой природы, в которых есть и божественное подобие. Это праведники и святые. Поучиться у них (если мы захотим) незазорно любому! Интернет появился недавно. Недавно появились и интернет-форумы. Святые ничего не написали об этом. Но природа человека мало изменилась. Поэтому мудрость святых, которую они получили, как дар , от Самого Бога,  и сегодня может быть нам полезной при решении ЛЮБЫХ ВОПРОСОВ, и в том числе  — о том, как безгрешно участвовать в форуме.
 
    Ниже приводится небольшая подборка  мудрых речений, с помощью которой каждый , кто захочет, сможет провести критическую самопроверку  своей деятельности на форуме…. Ну, а кто не захочет,… —  пусть останется при своем ( чай, мы взрослые).
 
 
1. НАШИ  ЦЕЛИ
 
 
«Есть 3 великие цели  непогрешимого составления писаний: 1) себе на память; 2) к пользе других; 3) по послушанию – для тех, которые смиренно ищут слова истины. Пишущий же по человекоугодию, для славы и выказывания своих добродетелей… ни здесь не получит никакой пользы, ни в будущем воздаянии; но осудится, как коварный корыстолюбец, торгующий словом Божьим» (св. Григорий  Синаит – со ссылкой на преп. Максима Исповедника).
 
 
2. ОБ ОБЛИЧЕНИИ
 
« Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя…. Поучающий кощунника  наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе» ( Притчи Соломона).
 
«Отвергающий обличение блуждает…. Ненавидящий обличение погибнет» (Притчи Соломона).
 
«Самооправдание – не христианского жития дело; об этом нет и намека в учении Христовом» (св.Исаак Сирин).
 
«Где оправдание на словах – там не действует уже благодать, оправдывающая нечестивых» (св. Петр Дамаскин).
 
 
3. О САМООЦЕНКЕ
 
«Прекрасное дело – научать людей благости Божией… и от заблуждения приводить к познанию истины… Если же человек при таком образе жизни и частом общении с людьми чувствует, что немощна совесть его… и возмущается тишина его, и помрачается ведение… и , желая врачевать других, губит он собственное здравие, приходит в смятение ума…, то пусть возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа: »Врачу, исцелися сам". Пусть осуждает сам себя…, и вместо чувственных слов его да служит доброе его житие. И вместо гласа  уст его – да учат его деяния! И, когда узнает, что душа его здрава, — тогда пусть пользует других и врачует своим здравием"
 
(св. Исаак Сирин).
 
 
"Тех,  которые держатся  учения , противоположного твоему, обличай силою добродетелей твоих, а не убедительностью твоих слов. Кротостью и спокойствием уст своих заграждай уста безстыдтству непокорных, заставляя их умолкнуть. .. Во всякое время думай о себе, что ничего не знаешь – чтобы избежать тебе порицания – по подозрению, будто ты хочешь по-своему установить мнение другого. Во всяком случае почитай себя скудным, чтобы учить  — и во всю жизнь будешь оставаться мудрым.  Если же станешь говорить кому что-либо полезное, то говори в виде УЧАЩЕГОСЯ , а не со властью и безстыдтством… Не старайся распознать достойное от недостойного: пусть все люди для тебя будут равны для доброго дела. Сим способом можешь и недостойных привлечь к добру. Поэтому благотворением и честию уравнивай всех людей – будет ли кто иудей, или неверный…, —
 
тем паче, что и он брат тебе , одной с тобой природы, и не с ведением заблудился от истины" ( преп. Исаак Сирин).
 
 
«Смотри не разори своего дома, желая построить дом ближнего. Трудное это дело и неудобь исполнимое. Почему поопасись, что, взявшись за это, ты свой дом разоришь, но и того дома построить отнюдь не сможешь» (Св. Симеон Нов. Богослов).
 
 
4. СПОРЛИВОСТЬ
 
«Человек, научившийся противоречить,— сам для себя есть обоюдуострый меч: он убивает душу свою, не осознавая того, и делает ее чуждой жизни вечной. Противоречие есть удочка, имеющая затравою защиту правды, самооправдание, чем прельщаемы, мы проглатываем удильный крючок греха» ( св. Симеон Новый Богослов).
 
« Человеку любопрительному, который хочет поставить на своем слове…, ничего не давай, и у него вовсе ничего не бери… Лучше быть другом убийце, нежели любителю споров» ( св. Исаак Сирин).
 
 
5. О РЕАКЦИИ НА СЛОВА
 
«От того, кто говорит в Духе Святом, высокоумные и недугующие диавольскою гордыней отвращаются, как от высокоумного и горделивого, будучи его словами паче  поражаемы, чем приводимы в умиление и сокрушение. А того, кто мелет, как жернов, и говорит от чрева своего или по науке, хвалят и принимают, хотя он о деле спасения все лживо толкует» ( св. Симеон Новый Богослов).
 
 
6.  О «МУШИНОЙ» подозрительности
 
«С оком подозрительным можно дойти до человеконенавидения . Кто хочет иметь любовь к ближним должен иметь око простое» (св.Филарет Дроздов).
 
«Несродно чувство покаяния тому,кто вполне доволен собой, а кругом себя видит только соблазны и недостатки всех родов» (Св.Игнатий Брянчанинов).
 
 
7. О ХУЛЕ , РУГАНИ И РАСКОЛАХ
 
« Раздирающему Церковь не помогут никакие благие дела»
 
(Св. Дмитрий Ростовский).
 
«Горе хульнику, потому что не в состоянии он сколь-либо оправдаться перед Судиею» ( св. Нил Синайский).
 
« Горе ругателю… В один ряд поставляется с убийцами и наказывается с прелюбодеями» ( св. Нил Синайский).
 
 
P. S. Может быть, продолжение следует…, а может быть, и не следует.