|
От
|
Вячеслав Мальцев
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
18.01.2001 13:53:34
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Как нам упорядочить свое участие в форумах при свете мудрых изречений св. отцов.
Дорогие участники форума. Мы все не любим учиться друг у друга. Отсюда споры, разделения и т.п. В том, что мы не любим учиться у нам подобных есть своя, хоть и малая , правда. ВСЕ ЛЮДИ ГРЕШНЫ. И гордость наша не позволяет нам со вниманием выслушивать подобного нам грешника. Но в Церкви Христовой есть люди другой природы, в которых есть и божественное подобие. Это праведники и святые. Поучиться у них (если мы захотим) незазорно любому! Интернет появился недавно. Недавно появились и интернет-форумы. Святые ничего не написали об этом. Но природа человека мало изменилась. Поэтому мудрость святых, которую они получили, как дар , от Самого Бога, и сегодня может быть нам полезной при решении ЛЮБЫХ ВОПРОСОВ, и в том числе о том, как безгрешно участвовать в форуме. Ниже приводится небольшая подборка мудрых речений, с помощью которой каждый , кто захочет, сможет провести критическую самопроверку своей деятельности на форуме…. Ну, а кто не захочет,… пусть останется при своем ( чай, мы взрослые). 1. НАШИ ЦЕЛИ «Есть 3 великие цели непогрешимого составления писаний: 1) себе на память; 2) к пользе других; 3) по послушанию – для тех, которые смиренно ищут слова истины. Пишущий же по человекоугодию, для славы и выказывания своих добродетелей… ни здесь не получит никакой пользы, ни в будущем воздаянии; но осудится, как коварный корыстолюбец, торгующий словом Божьим» (св. Григорий Синаит – со ссылкой на преп. Максима Исповедника). 2. ОБ ОБЛИЧЕНИИ « Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя…. Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе» ( Притчи Соломона). «Отвергающий обличение блуждает…. Ненавидящий обличение погибнет» (Притчи Соломона). «Самооправдание – не христианского жития дело; об этом нет и намека в учении Христовом» (св.Исаак Сирин). «Где оправдание на словах – там не действует уже благодать, оправдывающая нечестивых» (св. Петр Дамаскин). 3. О САМООЦЕНКЕ «Прекрасное дело – научать людей благости Божией… и от заблуждения приводить к познанию истины… Если же человек при таком образе жизни и частом общении с людьми чувствует, что немощна совесть его… и возмущается тишина его, и помрачается ведение… и , желая врачевать других, губит он собственное здравие, приходит в смятение ума…, то пусть возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа: »Врачу, исцелися сам". Пусть осуждает сам себя…, и вместо чувственных слов его да служит доброе его житие. И вместо гласа уст его – да учат его деяния! И, когда узнает, что душа его здрава, тогда пусть пользует других и врачует своим здравием" (св. Исаак Сирин). "Тех, которые держатся учения , противоположного твоему, обличай силою добродетелей твоих, а не убедительностью твоих слов. Кротостью и спокойствием уст своих заграждай уста безстыдтству непокорных, заставляя их умолкнуть. .. Во всякое время думай о себе, что ничего не знаешь – чтобы избежать тебе порицания – по подозрению, будто ты хочешь по-своему установить мнение другого. Во всяком случае почитай себя скудным, чтобы учить и во всю жизнь будешь оставаться мудрым. Если же станешь говорить кому что-либо полезное, то говори в виде УЧАЩЕГОСЯ , а не со властью и безстыдтством… Не старайся распознать достойное от недостойного: пусть все люди для тебя будут равны для доброго дела. Сим способом можешь и недостойных привлечь к добру. Поэтому благотворением и честию уравнивай всех людей – будет ли кто иудей, или неверный…, тем паче, что и он брат тебе , одной с тобой природы, и не с ведением заблудился от истины" ( преп. Исаак Сирин). «Смотри не разори своего дома, желая построить дом ближнего. Трудное это дело и неудобь исполнимое. Почему поопасись, что, взявшись за это, ты свой дом разоришь, но и того дома построить отнюдь не сможешь» (Св. Симеон Нов. Богослов). 4. СПОРЛИВОСТЬ «Человек, научившийся противоречить, сам для себя есть обоюдуострый меч: он убивает душу свою, не осознавая того, и делает ее чуждой жизни вечной. Противоречие есть удочка, имеющая затравою защиту правды, самооправдание, чем прельщаемы, мы проглатываем удильный крючок греха» ( св. Симеон Новый Богослов). « Человеку любопрительному, который хочет поставить на своем слове…, ничего не давай, и у него вовсе ничего не бери… Лучше быть другом убийце, нежели любителю споров» ( св. Исаак Сирин). 5. О РЕАКЦИИ НА СЛОВА «От того, кто говорит в Духе Святом, высокоумные и недугующие диавольскою гордыней отвращаются, как от высокоумного и горделивого, будучи его словами паче поражаемы, чем приводимы в умиление и сокрушение. А того, кто мелет, как жернов, и говорит от чрева своего или по науке, хвалят и принимают, хотя он о деле спасения все лживо толкует» ( св. Симеон Новый Богослов). 6. О «МУШИНОЙ» подозрительности «С оком подозрительным можно дойти до человеконенавидения . Кто хочет иметь любовь к ближним должен иметь око простое» (св.Филарет Дроздов). «Несродно чувство покаяния тому,кто вполне доволен собой, а кругом себя видит только соблазны и недостатки всех родов» (Св.Игнатий Брянчанинов). 7. О ХУЛЕ , РУГАНИ И РАСКОЛАХ « Раздирающему Церковь не помогут никакие благие дела» (Св. Дмитрий Ростовский). «Горе хульнику, потому что не в состоянии он сколь-либо оправдаться перед Судиею» ( св. Нил Синайский). « Горе ругателю… В один ряд поставляется с убийцами и наказывается с прелюбодеями» ( св. Нил Синайский). P. S. Может быть, продолжение следует…, а может быть, и не следует.