От Лев Тихонов
К Олег К  
Дата 23.01.2001 00:53:58
Рубрики Прочее;

Церковность и ее "поместный" суррогат

>Лев в Церкви любое время критическое, и я не могу вспомнить времени когда было все спокойно, в конце 19 века что ли?  
 
 
В земной Церкви могут быть любые нестроения, но настоящая беда наступает тогда, когда люди перестают веровать в Церковь святых и равняться на нее. В последнее же время появился — не без помощи защищаемого Вами филетизма — суррогат церковности: вера в Поместные Церкви. Иной раз так и говорят: Православная Церковь — это содружество Поместных Церквей. Глава Церкви Христос и Его духоносные святые, в отрыве от которых дерзающие им перечить и мнящие угодить Богу на каких-то новых путях «Поместные Церкви» яйца выеденного не стоят, тут даже и не вспоминаются. Моровое же поветрие кочетковщины, влияние которого гораздо шире узкого круга фактических членов кочетковских общин, развивает эту идею далее, провозглашая «поместность» всякого «евхаристического» сборища, осознавшего свою «поместность» в смысле самодостаточности учительства. Смею утверждать, что тот, кто в этом смысле толкует само понятие Поместных Церквей, не более православен. А таковых толкователей выпущено нашими семинариями и академиями видимо-невидимо.
 
 
Следующая беда, если люди переносят понятие о святости Церкви Христовой на эти самые Поместные Церкви или даже только на их священноначалие, вне зависимости от того, насколько право оно правит слово Христовой истины. Священноначалию подобает уважение и первенство чести, да и только. В первую очередь, кстати — за то, что оно имеет от Христа власть вязать и решить, право — и обязанность! — церковного суда, которой оно именно в последние времена возымело обыкновение пренебрегать. Но если оно начинает учить новшествам — то следует избирать истину Христову, а не возымевшую о себе мнение истину «поместную». А если оно начинает учить новшествам настырно, если требует проповеди этих новшеств от подчиненных ему пастырей, чего у нас пока в массовом порядке не наблюдается, но сплошь и рядом происходит в «дружественных» Поместных Церквах — то от такого священноначалия надо отделяться. Слава Богу, что в современных мобильных условиях жизни мирянам не обязательно уходить в катакомбы, а можно просто перейти в более благополучный соседний приход или епархию. Именно так, кстати, поступал в 20-е годы православный народ, оставляя захваченные обновленцами храмы пустыми. Но, к сожалению, только абсолютное меньшинство прихожан так поступает ныне. Остальные довольствуются баюкающей совесть лживой песней о спасительности магически понимаемого «евхаристического общения».
 
 
И это нормально, если мы идем в правильном направлении — искушения будут обязательно, они обязаны быть.
 
 
Беда, если искушения объявляются нормой церковной жизни, если люди поддаются чьей-то настойчивой работе, направленной на то, чтобы они перестали различать норму и искушение, Промысел Божий и Его попущение. Беда, если они приписывают искушения Богу, Который никого не искушает, но каждый искушается своим невоздержанием, в первую очередь — сам искуситель, а во вторую — тот, кого он искушает. Беда если у искушаемого недостает смрения и разума духовного, чтобы это искушение перенести с благодарностью Богу, не переходящей в благодарность к самому по себе искусителю, в одобрение его действий, не переходящей в готовность следовать за искусителем, а не за Христом.
 
 
А если кто то кое где у нас порой..., так бывали и соборы разбойничьи...  
 
 
В том-то и дело, что с ныне проповедуемым кое-где в РПЦ и особенно в СМИ отношением к Церкви как к партии, а к Соборам как к съездам, вольным поворачивать курс церковный куда в голову взбредет идеологическому отделу, люди даже понятие-то утрачивают о такой вполне реальной возможности, как разбойничий собор, как нечестивый архиерей, как полное отпадение официальной церковной структуры от Православия. И подобное отношение со стороны паствы само по себе развращает пастырей и священноначалие, в результате чего опасность их уклонения от Православия многократно возрастает.
 
 
Если Патриарху, например, никто не дерзнет сказать то, что сказал я здесь на форуме относительно некоторых его формулировок не декабрьском Епархиальном собрании, то подобные формулировки оборзевшими референтами могут быть протащены и в решение очередного Собора. А это уже будет поводом для отделения. Конечно, формальным поводом, потому что решения Соборов-съездов, которые и сами не претендуют на «изволися Святому Духу и нам», слава Богу, у нас и в Церкви не воспринимаются как общеобязательные, как не воспринимается всерьез и крайне возбудимое по поводам в основном ничтожным, а иногда прямо позорным глубокое удовлетворение Священного Синода. Потому еще какое-то время можно будет прожить в РПЦ, не разделяя этого нового учения. Наша русская анархия пока что сильнее официальной идеологии, отказываясь воспринимать ее как учительство Церкви Христовой. Важно только, чтобы само это учительство не было утрачено.
 
 
Потому нам следует беречь наших старцев и слушать тех священников, которые успели от них чему-то научиться, а отнюдь не всех и каждого подряд попа, и тем более — не СМИ, даже «православные», решающиеся нести «ценные руководящие указания» священноначалия в массы, в своем, разумеется, дополнительном преломлении. Конечно, поиск подлинного духовного руководства становится все более тяжелым подвигом, и гораздо легче удовлетвориться псевдоцерковной идеологией, преподносимой нам СМИ и их добровольными помощниками, гораздо легче сидя дома созерцать программу «Канон» и черпать свое «православие» оттуда (еще недавно я сделал бы исключение для «Радонежа», но ему, после его недавнего позорного уклонения в ИНН-изм, еще долго придется восстанавливать свой авторитет).
 
 
Только это будет уже не церковная жизнь, а ее суррогат, погибельный для прельщенных им людей.
 
 
А насчет обличений, уже помоему все сказано, опасное это дело, есть тому и примеры.
 
 
А кого я обличаю персонально? Я каждому готов простить то, за что иные готовы закидать его камнми, вот только отказываюсь называть черное белым, а партиеобразную псевдоцерковность церковностью православной. Предупреждаю и братию, подверженную искушению этой пагубой.