От SILVER
К All  
Дата 17.06.2001 17:35:15
Рубрики Прочее;

Об истории

 
Об истории  
 
 
В бытность Союза ССР , история там преподавалась с точки зрения прогресса общественно-экономических формаций . Развитие  человечества виделось как линейный процесс восхождения от архаичного первобытно — общинного строя , через несколько промежуточных стадий ( рабовладельческий строй , феодализм , капитализм , социализм ) , к финальному бесклассовому обществу — коммунизму . Главным двигателем этого исторического процесса считалась классовая борьба . При всей  ограниченности и однобокости такого подхода , следует признать , что некоторые его положения его не могут быть оспорены и до сих пор . По крайней мере в этой теории видится несомненная системность . В настоящее же время в учебники возвращается так называемая « Всемирная История » , или « История Цивилизации » . Эта , возникшая в средние века , европоцентристская концепция  провозглашает существование некой стержневой линии истории . Эта воображаемая линия преемственности цивилизаций проходит от древнего Вавилона , через Египет , Элладу и Рим к романо-германской Европе , как их прямой и единственной наследнице  . Все прочие существовавшие и существующие народы ( этносы ) рассматриваются только с точки зрения влияния , оказанного ими на развитие « базовой » цивилизации . Отсюда естественным путем вытекает наличие « неисторических » народов , т.е. народов не оказавших существенного влияния на « цивилизацию » . С появлением эволюционных теорий , названная концепция была дополнена элементами социального дарвинизма . Подразумевается , что нецивилизованные ( неперспективные , дикие , отсталые ) этносы , должны уступить свое место цивилизованным ( прогрессивным , энергичным , предприимчивым) , естественно европейским . Далее  следуют претензии на мировое господство европейской цивилизации . С научной точки зрения , названная теория не выдерживает никакой критики и очень напоминает геоцентрическую модель вселенной , где планеты , Солнце и вся вселенная вращаются вокруг Земли .
 
Только  центром мироздания объявляется «цивилизованная»  Европа и ее заокеанские продолжения . Более объективные ученые , например Лев Гумилев , считают , что историю человечества следует рассматривать как суперпозицию ( наложение ) двух исторических процессов . Первый из них — история творений человеческих рук и разума ( наука , техника , искусство , архитектура , социальные механизмы и
 
формы и т.д. ) . В данном случае можно ( с определенной натяжкой ) говорить о линейном прогрессе , ведь накопление человечеством ценностей подобного рода несомненно имеет место . Второй исторический процесс — история народов ( этносов ) .
 
Он имеет биологическую природу и протекает циклически . Этносы рождаются , проходят ( если повезет ) определенные фазы своего развития и неизбежно исчезают , а на их месте появляются новые . Истинно диких ( первобытных )  народов в настоящее время на Земле не существует . Те же этносы , которые европейская наука причисляет к « отставшим в развитии » являются либо молодыми народами , еще не достигшими определенных этапов своей истории , либо осколками ( реликтами ) ныне исчезнувших человеческих общностей , чей расцвет далеко позади , но их генофонд еще может быть использован в новых циклах этногенеза . Применение же принципов  дарвинизма , по отношению к молодняку своего собственного биологического вида , вряд ли может способствовать его дальнейшему процветанию .
 
Для объяснения процессов этногенеза Львом Гумилевым была разработана теория «пассионарных толчков» . По его мнению движущей силой этнической истории является так называемая пассионарность , то есть наличие в человеческих сообществах индивидуумов , обладающих крайне высокой степенью социальной активности
 
( т.н . пассионариев). По его мнению , пассионарность имеет генетическую природу , а географическая локализация , известных из истории вспышек этногенеза , позволяет сделать вывод о внешних причинах этого феномена ( гипотетически — лучевые удары из космоса ) . Определенная неясность с биологической сущностью феномена пассионарности ( в конце концов Гумилев не был биологом ) не может поставить под сомнение его выводы , ибо для анализа исторических процессов им были применены методы кибернетики . Кибернетика сознательно обходит стороной вопрос « что есть объект ? », а сосредотачивает внимание на его связях с другими объектами и реакциях на внешние воздействия . Применение аппарата кибернетики к  истории позволило сделать интересные выводы .
 
На основе анализа обширного исторического материала , Гумилев выделяет несколько основных фаз этногенеза :
 
Фаза пассионарного подъема .
 
В результате первичного пассионарного толчка ( внешнее воздействие ) в стабильных человеческих сообществах появляется относительно большое количество пассионарных особей . Объединившиеся в устойчивые группы ( консорции) , пассионарии ломают существующие в исходных сообществах стереотипы поведения и создают на их месте новые ( оригинальные) . Эти новые стереотипы навязываются окружающим ( пассионарная индукция ) . Новорожденный этнос растет численно и активно расширяет свой географический ареал . Для данной стадии характерна высокий уровень внутреннего единства этноса и высокая степень жертвенности его членов . Длительность данной фазы порядка 300 лет .
 
Главный императив данной фазы -  " будь тем , кем ты должен быть " .
 
Акматическая фаза ( пассионарный перегрев ) .
 
На этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса и заканчивается его экспансия . Размножившихся в фазе подъема  пассионарииев, становится настолько много , что они вступают в конфликты между собой . Единство этноса нарушается , в его составе появляются все новые и новые субэтнические группы — носители своеобразных стереотипов поведения ( но признающих свою связь с базовым этносом )  .
 
Идеалы бескорыстной жертвенности уступают место погоне за личной славой .
 
Конфликты пассионариев между собой переходят во взаимоистребление , их численность резко падает . Длительность данной фазы порядка 300 лет .
 
Главный императив — «будь самим собой» .
 
Фаза пассионарного надлома .
 
Уставшие от нескончаемых кровавых катаклизмов соотечественники находят варианты для дополнительного снижения уровня пассионарности этноса . Уничтожение пассионариев становиться частью государственной практики . Уцелевшие от массовых репрессий пассионарии , ищут убежища в далеких от политики и соответственно более безопасных сферах деятельности , например в науке и искусстве , что обеспечивает их быстрый подъем . Например Западноевропейский суперэтнос проходил данную стадию своего развития в эпоху « Возрождения » , которую правильнее называть эпохой « вырождения » , ибо несмотря на определенные культурные достижения , это было время самой мрачной реакции .
 
Длительность данной фазы 150 -200 лет .
 
Главный императив — « мы устали от великих » .
 
Инерциальная фаза
 
Общее снижение уровня пассионарности в этносе , дает возможность обуздать пассионарную стихию , и использовать ее в « мирных целях » . Наступает эпоха
 
« цивилизации ». Именно в инерциальную фазу строятся лучшие храмы и дворцы , расцветают науки и искусства . По какому то недоразумению эту эпоху начинающегося упадка , принято считать « расцветом » . Этнос живет по инерции , растрачивая , накопленный предшествующими поколениями , материальный и духовный потенциал . Идеалом общества становится рядовой обыватель ,  скромно и честно делающий свое дело ( типа клерка-джентльмена из лондонского Сити ). Появляются тенденции к накоплению материальных благ . В предшествующие фазы люди конечно тоже стремились к богатству , но получив его , тратили легко и бездумно . Ни о каком накоплении капиталов не было и речи .
 
В обществе  интенсивно размножаются так называемые субпассионарии , чей пассионарный потенциал даже ниже уровня простого обывателя . Они плохие работники и никудышные солдаты , но тоже требуют « хлеба и зрелищ » . В более строгие времена подобные особи просто не выживали , но в разжиревшем этносе и им находится кусок хлеба и женщина .
 
Длительность данной фазы 200 -300 лет .
 
Главный императив — « будь таким как я » .
 
Фаза обскурации
 
В данной фазе торжествуют субпассионарии . Всякий рост становится одиозным , трудолюбие подвергается осмеянию , интеллектуальные радости вызывают ярость .
 
В искусстве идет снижение стиля , в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями , в общественной жизни узаконивается коррупция . Все продажно , никому нельзя верить , ни на кого нельзя положиться . Ценятся не способности , а их отсутствие , не образование , а невежество , не стойкость в мнениях , а беспринципность . Понятно , что довольно быстро наступает неизбежный конец .
 
После наступления торжества обскурации носители ее исчезают ,  как дым , и остаются уцелевшие от всех передряг потомки первоначальных носителей статического состояния , которые на руинах вновь начинают учить своих детей жить тихо , избегая конфликтов с соседями и друг с другом .
 
Длительность данной фазы редко превышает 100 лет .
 
Главный императив — « будь таким как мы » .
 
Гомеостаз
 
После гибели основного этноса , отдельные элементы его , при благоприятном стечении исторических и географических факторов , могут уцелеть , превратившись в реликты . Подобные реликтовые этносы обычно живут в гомеостазе ( равновесии ) с окружающей природной средой , сохраняя память о великом прошлом и избегая конфликтов с соседями . Надо заметить , что умственно и физически это вполне полноценные люди . Но если среди них и появляются пассионарные особи , то им обычно приходится искать себе применение на стороне .
 
При благоприятных условиях , находящийся в состоянии гомеостаза этнос , может существовать неопределенно долго .
 
Главный императив — « будь доволен собой » .
 
Мемориальная фаза
 
В некоторых случаях может наступить временное улучшение ситуации ( регенерация ) . Обычно это происходит , когда в рамках одного суперэтноса один из субэтносов
 
( сохранивший большую пассионарность ) перехватывает инициативу у ранее ведущего субэтноса ( растратившего свою пассионарность ) .
 
Данная фаза редко бывает продолжительной .
 
Главный императив — « вспомним , какими мы были великими » .
 
 
Таким образом , весь цикл этногенеза занимает от момента оформления этносоциальной системы до превращения этноса в реликт около 1200 лет , при отсутствии внешнего смещения , которое может нарушить процесс этногенеза в любой фазе . Обычно так и происходит . Редкие этносы дожили до своей естественной смерти .
 
Всегда находились желающие ускорить этот процесс  .
 
Из ныне существующих суперэтносов , по мнению Гумилева , Западноевропейский суперэтнос ( с заокеанскими продолжениями ) находится в завершающем периоде инерциальной фазы , Латиноамериканский суперэтнос находится в акматической фазе, Великороссийский суперэтнос , пройдя в 1ХХ веке через фазу надлома , вступает в инерциальную фазу своего развития .
 
Теоретические разработки Гумилева прекрасно обоснованы и представляют несомненный интерес . Правда , в отличие от естественно — научных  , социально — исторические законы зачастую перестают действовать сразу , после их опубликования .
 
Это происходит потому , что заинтересованные лица и группы начинают учитывать вновь открытые закономерности в своих действиях и планах . Например , в наше время четко прослеживаются попытки обмануть историю , путем искусственного внедрения в этнические поведенческие стереотипы относительно молодых этносов самоубийственных психологических доминант , характерных для фазы упадка и обскурации . Задействованы хитроумные механизмы поддержания уровня пассионарности у стареющих народов . Наступивший ХХ1 век определит истинную цену подобных игр . История  этносов имеет биологическую основу . Видимо , действующим правящим элитам придется основательно поднапрячься , чтобы хотя бы замедлить ход этой истории .
 
 
www.hot.ee/silvertrack