От Евгений К.
К All  
Дата 14.10.2001 19:03:39
Рубрики Прочее;

Олегу о запорожских казаках, играющих в футбол.

Олег.
 
О запорожских казаках,  которые играли в футбол лучше расскажите на каком-нибудь спортивновном форуме. Там Вас поймут.
 
1569 г. — образовалась Речь Посполита.  По этой унии к Польше, вместе c Литвой, была присоединена и Украйна на правах свободной страны со свободным населением: «яко вольные до вольных и ровные до ровных люди». Так сказано было на бумаге, но не так вышло на деле. Поступая под власть Речи Посполитой, украинское население нашло здесь вместо «золотой» свободы «неключимое» рабство. Дело касалось прежде всего козацкого сословия.
 
В 1576 г. Стефан Баторий произвел реформу казачества и записал 6000 казаков в реестр. Цель Баториевой реформы была двоякая: с одной стороны король, внося в реестр козаков, хотел сделать их послушными своей воле и, так сказать, обезвредить для государства; а с другой стороны, давая козакам собственную организацию и признавая за ними право на сословное существование, король рассчитывал воспользоваться ими, как боевой и всегда готовой к походам силой против вечных и страшных неприятелей Речи Посполитой, татар и турок.
 
1595 г.  На Украйне затевалось в это время дело, поднявшее потом на ноги все козацкое сословие, послужившее причиной ничем неугасимой вражды между православными и католиками и приведшее в конце концов к политической гибели государство Речи Посполитой. Это так называемая религиозная уния, выдуманная папой Климентом VIII, введенная на Украине королем Сигнзмундом III и принятая русскими епископами, луцким Кириллом Терлецким, и владимиро-волынским Ипатием Поцеем, впоследствии первым униатским митрополитом.
 
Собрав около себя до 2 000 человек козаков, Наливайко прежде всего ворвался с ними в волынский город Луцк и с яростью обрушился на слуг епископа Терлецкого, приверженца унии.  Кроме Терлецких, от козаков Наливайка пострадал и луцкий староста, Александр Семашко, сторонник унии.
 
Больше не буду приводить других сведений. Позднее сами прочтете в книге о казаках. (Яворницкий Д.И. История запорожских казаков С-П. 1895).
 
 
О Турции 1453 г. пал Константинополь. С момента своего восшествия на престол Мехмед II видел себя в качестве наследника классической Римской империи и ее христианского преемника. Теперь завоевание Константинополя только утвердило его в этой роли. Перед ним была Византия, которую нужно было возродить в новом облике. В процессе обучения и опыта управления предшествующих времен Мехмед постепенно превратился в молодого человека с далеко идущими планами относительно дальнейшего строительства империи. Хорошо знающий историю, сверхуверенный в своей способности достичь и удержать в руках абсолютную власть, Мехмед стремился соперничать и даже превзойти в качестве мирового завоевателя достижения Александра Великого и римских императоров. Как уверял Мехмеда критский историк Георгий Трапезундский, позже вызванный ко двору султана: «Никто не сомневается, что вы являетесь императором римлян. Тот, кто законно владеет столицей империи, тот и есть император, а Константинополь есть столица Римской империи». Он одновременно был Кайсар-и-Рум, Римским Императором, наследовавшим Августу и Константину, и Падишахом, что по-персидски означает «тень Бога на земле».
 
Это должна была быть империя под управлением ислама, секулярная и религиозная одновременно. Но одновременно это должна была быть и империя-космополит, подобная византийской, включающая в себя все народы и все вероисповедания, живущие вместе в порядке и гармонии. С гибелью последнего императора Церковь и Государство больше не составляли единого целого как власть. Христианская церковь была отныне подчинена исламскому государству и была обязана платить дань. Но в обмен на это ее община по-прежнему пользовалась свободой вероисповедания и сохраняла свои собственные обряды и обычаи.
 
Султан был достаточно лояльным человеком в отношении живших в городе греков, которые представляли собой его самую большую, самую богатую и наиболее культурную немусульманскую общину. Он прекрасно понимал, что побежденные могут быть благом для его империи, т.к. у греков были хорошо развиты промышленность, коммерция и морское дело, которых не хватало туркам. Более того, он с уважением относился к накопленным греками знаниям. В процессе образования Мехмед основательно занимался изучением греческой истории. Возможно даже, как уже было сказано выше, что в его венах текла греческая кровь по материнской линии. Также он проявлял особое уважение и заботу о своей мачехе, вдове Мурада, наполовину сербке, наполовину гречанке, госпоже Маре, которую рассматривали после смерти ее мужа в качестве возможной невесты императора Константина.
 
Поэтому Мехмеду не нужно было напрасно тратить время при назначении нового патриарха греческой церкви. Последний обладатель патриаршего трона бежал в 1451 году в Италию и, таким образом, считался отрекшимся. Выбор султана пал на монаха Геннадия, иначе Георгия Схолария, ученого с достаточно известным именем. Геннадий возглавлял оппозицию греков союзу между греческой и римской церквями: монах Геннадий и его сподвижники, конечно же, не могли простить западным христианам того, что те не оказали помощи при защите Константинополя. Когда Мехмед остановил свой выбор на Геннадии, он не знал что во время захвата города монах был взят из его монашеской кельи в качестве пленника и его приобрел в качестве раба богатый турок, на которого произвела впечатление его ученость. Выкупленный у своего покупателя, монах Геннадий был доставлен пред очи Завоевателя, который отнесся к нему с большим почтением, убедил принять патриарший престол, а также обсудил с ним условия устава, по которому надлежало жить общине православных христиан. Согласно уставу грекам предоставлялись такие гарантии, которые давали им относительно свободно вести их собственные дела, как религиозные, так и гражданские, без вмешательства и без угрозы преследования. Назначение Геннадия патриархом было узаконено Священным Синодом по рекомендации султана.
 
В январе 1454 года Геннадий был введен в сан патриарха греческой церкви под покровительством султана, взявшего на себя функции византийских императоров и выполнившего большую часть из их традиционного церемониала. Султан лично преподнес Геннадию атрибуты, отличающие его сан, — мантии, пасторские принадлежности и новый позолоченный нагрудный крест из серебра взамен исчезнувшего старого. Затем Мехмед благословил Геннадия словами: «Будь патриархом со счастливой судьбой и будь уверен в нашей дружбе, сохраняя все привилегии, которые имели все патриархи до тебя». Патриарх Геннадий получил полную власть над миллетом Рума, Восточно-Римской (Византийской) общиной и церемониальный ранг паши с тремя бунчуками, сохраняя свой собственный гражданский суд и свою собственную тюрьму в греческом квартале Фанар. Последующая церемония его посвящения в сан была проведена, поскольку церковь святой Софии была превращена в мечеть, в церкви святых Апостолов, защищенной специально по приказу Мехмеда от разрушения с целью использовать ее как церковь патриарха. После получения от султана щедрого дара в виде золота новый патриарх во главе процессии объехал город на великолепном белом коне, также подарке султана, а затем занял свою резиденцию в церкви святых Апостолов.
 
Церковь святых Апостолов была одной из нескольких христианских церквей, в которой даже после завоевания продолжались христианские богослужения, в то время как другие храмы были превращены в мечети. Между тем в качестве мечети церковь святой Софии сохранила свое название: в исламской форме как большая мечеть Айя София, но крест, венчающий ее купол, был заменен полумесяцем — традиционной эмблемой турок, восходящей к их ранней истории, к которой позднее была присоединена звезда. Завоеватель с самого начала относился к храму святой Софии, к которой он пристроил минарет, с почтением, сохранив ее фигурную мозаику наперекор запрету ислама на любое изображение человека в искусстве.
 
Таким лояльным отношением Мехмед хотел заставить нового патриарха смотреть на султана как на благодетеля и защитника греко-православной церкви. Полученная власть и престиж нынешнего патриарха были большими, чем у любого из его предшественников времен поздней Византии, придавая ему почти что статус «папы греческого» и вполне оправдывая лозунги, ходившие в то время, такие, как «Лучше турки, чем латиняне!». Мехмед установил с Геннадием тесные отношения, ведя с ним дружеские беседы на богословские темы, а также постоянно проявляя стремление пополнить знания, подчеркивая свой интерес к христианской религии. По просьбе султана Геннадий написал изложение истории православной веры, которое было переведено на турецкий язык.
 
 
Именно лояльное отношение султанов к православной религии привлекло к Османской империи массы православного населения.  Положение православных в Османской империи  было примерно таким же, как и положение мусульманского населения в России. Только позднее султаны поставили в империи только на мусульман. И только тогда началась освободительная война подневоленных народов, подогреваемая извне всеми европейскими государствами (не только Российской империей). Кстати книга об Османской империи у меня уже готова и в ближайшее время я сообщу о ней.
 
 
Вы говорите о том, что православная церковь ничего не разрушала у языческих Рима и Греции. Церковь возникла внутри Римской империи и там же выросла до правящей. Что было уничтожено в империи мне не известно. Да я и не интересовался. Хотя может и сделаю какую-нибудь работу. Есть на примете. Но скажите пожалуйста, что осталось от русских языческих идолов, которые также являлись произведениями искусства. (Сравните с языческими идолами других народов).
 
 
С уважением Евгений