От Олег К
К Victor R.
Дата 04.12.2001 18:38:10
Рубрики Прочее;

Про гностиков.

> Первичное христианство — так называемые «гностики» — вот были настоящие христиане. Те, кто проповедовал учение Христа, а не отцов церкви или различного рода соборов. Таких и сейчас немало. Просто они не составляют цельной организации — а это и не требуется. Только не подумайте, что к истинным христианам я отношу Свидетелей Иеговы — у них тоже за уши притянутых нововведений достаточно.
 
 
 
Готов поспорить, что наш знаток христианства читывал «творения» теософов и иже с ними. Ну признайтесь, Рерихов читали? Блаватскую?
 
Ани Безнат? Уж очень знакомые идеи.
 
 
Во в всем этом есть только одно но. Гностицизм всех видов  это попытка синкретизировать монотеизм с язычеством. Т.н. «христианский» гностицизм это соответсвенно попытка соединить «христа» с язычеством.
 
В итоге получалось все то же язычество, только более или менее замаскированое под христианство. Откройте любую серьезную работу по религиовединию или богословию и посмотрите. Только умоляю не приводите в качестве серьезного богословия кашу от теософов.
 
 
Вот что пишет о гноситицизме Лев Тихомиров:
 
+++
 
Развитие гностицизма совершалось одновременно с христианством. Симон Волхв был современником Спасителя и еще при императоре Клавдии был в Риме. Менандр и Коринф относятся к I веку по Р. X. Кердон и Сатурнил переходят с первого века на второй. Маркион продолжал еще учить в 150 году. Василид был несколько раньше Валентина, который родился в последнее десятилетие I века и умер в 160 году.
 
 
Первоначальное движение гностицизма вышло, несомненно, из области тех сирийско-еврейских мистических учений, которые составили, вероятно, и первые фазисы в развитии Каббалы. Сходство гностицизма с каббалистическими воззрениями так велико, что исследователи невольно производят то гностицизм из Каббалы, то наоборот. Так, Адольф Франк, знаток Каббалы, готов из нее производить учения гностиков. Симон Волхв выдавал себя за “великую силу Божию”, под которой подразумевал именно “слово Божие”, в качестве чего он совмещал в себе все атрибуты божества. “Я, — говорил он, — слово Бога, я обладаю истинной красотой, я Утешитель, я всемогущ, я — все, что есть в Боге”. Туг, говорит Франк, нет ни одного выражения. не соответствующего какой-нибудь “сефиротс” Каббалы. Симон Волхв называл божественной “мыслью” (Энноей) известную свою подругу Елену. Он сам представлял “Мудрость” (каббалистическая Хохма), мужской принцип, а Елена — “Мысль, разумение” (Бина Каббалы) — женский принцип, который в своей половой связи с “Мудростью” составляет с ним сизигию. Еврей Элксай, учение которого очень сходно с учением Симона, называет Дух (пневму) сизигией Христа, который является мужским принципом. Он рисует колоссальные пропорции его тела сходно с изображением в “Зогаре” так называемой “Белой головы”, а также с описанием Бога в “Алфавите”, почитаемой каббалистами книге, приписываемой рабби Акибе. Сириец Бардесан, гностик, излагает космогонию чисто каббалистическую. Так называемый “Назарейский кодекс”, учение секты, восходящей до начала христианства, рисует такое мировоззрение, что, говорит Франк, перелистывая эту книгу, думаешь, не имеешь ли перед собой какого-нибудь варианта или фрагмента “Зогара”.
 
 
Наоборот, Генрих Грец, который вообще не любит Каббалы, обвиняет гностицизм в том, что он привил еврейству больные мистические мечтания, выросшие в Каббалу. Отрицая древность “Зогара” и завершенной системы Каббалы, Грец видит в еврейском мистицизме I и II веков по Р. X. влияние гностицизма.
 
 
Все эти частные сходства, не исключая заимствований и влияний одного учителя на другого или одного сочинения на другое, не показывают, однако, действительного источника гностических воззрений. Для того чтобы увидеть его, нужно перенестись в глубь не только веков, но тысячелетий.
 
 
Из этого источника идут и гнозис, и тот еврейский мистицизм, который выкристаллизировался впоследствии в стройную Каббалу.
 
+++