От Александр Килим
К полковник Рюмин  
Дата 01.04.2002 13:38:55
Рубрики Прочее;

Эвтаназия

> Александр Васильевич, Бог в помощь, здравствуйте!
 
 
Дорогой Андрей Львович!
 
 
Рад приветствовать Вас! Благодарю Вас за ответ и добрые слова. Извините, что не сразу ответил. Немного приболел и оставался дома без интернета.
 
 
Заранее прошу у Вас прощения, но с некоторыми Вашими мыслями я не вполне согласен. Не являясь специалистом по богословской науке о смерти — танатологии, все же дерзну высказать некоторые свои мысли и сомнения. Скажу сразу, что этот вопрос для меня является не совсем праздным. Моя младшая дочь учится на 4-м курсе РГМУ (бывший 2-й мединститут). Вопросы эвтаназии и сопряженные с ними проблемы так или иначе обсуждаются и на занятиях, и в частных беседах. Правда, моей дочери и ее коллегам несколько повезло, поскольку курс биоэтики у нее вела проф.И.Силуянова, автор многих книг по православному взгляду на медицинские проблемы, широко продаваемых ныне в православных книжных лавках.
 
 
Бог с ним с этим Войтылой — Вы правы его высказывания только напустили туману, хотя Ватикан ранее более конкретно категорически отрицательно вроде бы высказывался по поводу эвтаназии. Не исключено, что слова Войтылы — это некое проявление «аджорноменто» и может завтра в пиаровских целях Ватикан одобрит еще что нибудь, ранее казавшееся невероятным, например, аборты. Впрочем, какое нам дело до католиков?
 
 
Что же касается Православия, то, насколько я понимаю (может я и ошибаюсь), затронутые Вами вопросы требуют еще богословского определения. Поскольку Церковь наша водится Духом Святым, будем молиться, чтобы Господь направил нас на путь Истины.
 
 
Моя же позиция по поводу сказанного такова. В любом случае жизнь дается каждому из нас Господом, поэтому лишать ее вправе только Жизнодатель. В связи с этим любые аргументы в пользу «гуманных» методов лишения жизни (как способа избавления от физических или других каких мук), на мой взгляд, несостоятельны. Мы ведь знаем, что Господь не дает нам испытания сверх наших сил...
 
 
Теперь о т.н. «растительной» жизни, когда у человека по медицинским критериям, произошли какие-то необратимые процессы, например, отмерла кора головного мозга и (даже если это подтверждено какими-то исследованиями) в его теле происходят только физиологические процессы... Давайте посмотрим, что такое смерть. Это разделение бессмертной души от материального, подверженного физическому уничтожению, тела. Право на этот, я бы сказал, АКТ имеет только Жизнодатель. Если не работают клетки коры головного мозга, это не значит, что не «работает» душа. Кроме того, мы ведь знаем, что ничего просто так само по себе не происходит (даже волос нашей головы просто так не падает) — во всем есть Промысел Божий. Мы не знаем, может родственники страждущего (может и не только родственники), видя его страдания, убоятся Господа и будут молиться за него, прося спасения как для него, так и для себя... Действительно, «растительная» жизнь может длиться десятилетиями, надеяться нужно все же на Милость Божию.
 
 
Вы привели пример с генералом Романовым. Не знаю, жив ли он сейчас. Но его история показывает, что даже в казалось бы безнадежной ситуации, положительная динамика все же отмечалась. Конечно, больно было на него смотреть, но жажда жизни в нем явно была, он, пусть слабо, но реагировал на окружающий мир. Я думаю, что и для спасения близких это было полезным, поскольку его жена, как видно было из репортажей, молилась, постоянно держала иконки рядром с ним (даже на прогулках в инвалидном кресле)...
 
 
Наконец, наиболее сложный вопрос. Медицина утверждает, что после 5 минут неполучения кислорода (клинической смерти) клетки коры головного мозга отмирают и этот процесс необратим. Современные методы реанимации поволяют через какое-то время путем даже сверхусилий «завести» сердце и у человека. Сколько времени нужно продолжать усилия по реанимации, чтобы «вытащить» человека из клинической смерти? Честно скажу — я не знаю ответа на этот вопрос. Наверное надо продолжать реанимационные мероприятия какое-то разумное время (его определяют специалисты). Православным же утешением, на мой взгляд, может быть то, что клиническая смерть, как и любая смерть, — это разделение души от тела, если уж этот акт произошел, на то была воля Господня. Если Господь вернул душу в тело в результате реанимационных мероприятий, то это тоже надо рассматривать как проявление Промысла Божия.
 
 
Что касается врачей, то недавно я услышал такую фразу: «Врач не лечит, лечит Господь, врач же просто орудие в руках Божиих». С этим я полностью согласен.
 
 
Простите, дорогой Андрей Львович, если ненароком обидел Вас. Надеюсь, что мое сообщение не вызовет у участников нежелательных для Великого Поста эмоций.
 
 
Храни Вас, Господи!
 
 
Ваш А.К.
 
 
P.S. Поскольку с момента первого сообщения прошло некоторое время, помещаю это мое послание в корень.  
 
 
>
 
> В принципе,  эвтаназия — это умышленное, безболезненное умерщвление безнадежно больных людей. Вот в Бельгии сейчас официально разрешено, чтобы врач осуществлял «активную эвтаназию», ежели пациент в трезвом уме и крепкой памяти «добровольное изложенит эту просьбу в письменном виде и ее подтвердит». Получи расписочку — и трави, сколько хочешь, чувствуя себя гуманистом.
 
>
 
> Из этой короткой и невразумительной заметки на e-commerce.ru практически не ясно, что же папа имел в виду на самом деле.
 
>  
 
>> ПАПА РИМСКИЙ ОСУДИЛ ИСКУССТВЕННОЕ ПРОДЛЕНИЕ ЖИЗНИ
 
>  
 
>>         Папа Римский Иоанн Павел II осудил искусственное продление жизни при онкологических заболеваниях.
 
>
 
> Что значит «искусственное продление жизни»? Идет ли речь о возможностях нынешней реаниматологии с помощью технологий искусственного дыхания и кровообращения поддерживать человека в состоянии «трупа с бьющимся сердцем» неограниченно долго, скажем, до 10 лет? Так сказать, между состоянием «определенно жив» и «определенно мертв»? Раньше считалось, что сердце остановилось, прекратилось дыхание — и человек умер. Теперь считается, что должен мозг разрушиться и прекратить работать. Опять же, что значит — перестал работать мозг? Человек перестал соображать или мозг перестал поддерживать вообще все функции организма?
 
>
 
>>         Выступая на Конгрессе врачей в Риме, он заявил, что использование радикальных медицинских средств для поддержания жизни является не только бессмысленной мерой, но и проявлением неуважения к пациенту.
 
>
 
> Опять слишком туманно.
 
>
 
> Но если речь о продлении «вегетативной жизни» искусственным путем, то хотим мы этого или нет, но система здравоохранения, оснащенная всей этой реанимационной техникой, подчас превращает своих пациентов в бесправных жертв.
 
>
 
> При таком искусственном продлении «вегетативной» жизни перед врачом неизбежно встает вопрос: «Что же дальше? Отключать аппарат или не отключать?» Эта  неопределенность оказывается буквально вне Божиих заповедей. Шестая заповедь «не убий» здесь просто «не работает», получается, что врач в конце концов неизбежно совершает убийство.
 
>
 
>>...По мнению понтифика, больные не должны питать иллюзий и надеяться на всесилие медицины. Человек не должен переходить определенные границы.
 
>
 
> Вроде бы правильно. Вот, вычитал в Житии Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. Она после гибели мужа своего пострига в 1909 году создала в Москве Марфо-Мариинскую обитель Милосердия, где была не просто настоятельницей, но участвовала во всех ее делах как рядовая сестра милосердия — ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала больных и при этом говорила: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность».
 
>
 
> Храни Господь.
 
> А.